bookmark_picture module_picture

Экспорт новостей

Ссылки

Главная arrow Статьи arrow Пост в Ветхом завете. Часть I
 

Пост в Ветхом завете. Часть I

Печать E-mail
Статьи - Исследования
08.05.2008 г. | Сергей | Просмотров: 12103

Пост  в жизни христианина

 «Пост тела есть пища для души»
Иоанн Златоуст

1. Что такое пост?

Христианский пост - это телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.

Во-первых, пост- это совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа - Мф. 4 гл., пророка Моисея -Исх. 34 гл., Ниневитян - Ион. 3 гл., Ап. Павла - Деян. 9,9 и др., или временное или даже постоянно воздержание только от некоторых видов пищи, - например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10, 2-3).
Во-вторых, пост- это воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7, 5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (например, от зрелищ, посещения и приема гостей).
В-третьих, пост - это преимущественная забота о бедных, т. е. отказ от своего изимущих и несчастных, как это доказывают нижеуказанные слова пророка Исаии (58, 3-4; 6-7).

Для того, чтобы уразуметь основной - духовный - смысл поста, необходимо обратить внимание на два места Писания, где этот вопрос наиболее подробно рассматривается - Ис. 58 и Зах. 7. Здесь мы встречаем описание того, что именно Бог вкладывал в значение поста, каков тот пост, который действительно угоден Господу.

Углубляясь в эти чудесные строки, мы видим, что основной смысл поста - это соблюдение воли Божьей в отношении к другим: проявление справедливости, сострадания, милосердия (Зах. 7:9). Очевидным становится то, что в широком смысле значение поста - воздержание. Но воздержание от пищи и питья не является здесь основным и определяющим, а является таковым воздержание от дел «ветхой», греховной природы человека, от собственных прихотей. Истинный, угодный Богу пост состоит в том, чтобы творить милость и правду, чтобы суметь отказаться от каких-либо выгодных для себя обстоятельств, благ, привилегий, дел или поступков в пользу других, руководствуясь истиной Божьей:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6-7).

«Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем» (Зах. 7:10).

 

1.1. Определение поста

Само еврейское слово tsom - «пост», берет свое начало от еврейского tsoom - «скрыть, прикрыть что-либо (например - рот)».

2. Пост в Ветхом Завете

Пост как духовная практика пришел в христианство из иудаизма, но в христианстве он приобрел качественно иное значение. В Ветхом Завете пост упоминается, как правило, в связи с какими-либо бедствиями и является выражением раскаяния и средством умилостивления и отвращения гнева Божьего. Это было справедливо как для иудеев, так и для окружавших их язычников. Стоит лишь вспомнить Ниневию, пришедшую к покаянию по слову пророка Ионы:

«И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: „Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена!" И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост...» (Иона, 3:4).

Вплоть до прихода Иисуса Христа пост, главным образом, рассматривался как жертва - жертва умилостивления. Добровольная, но не бескорыстная: постящиеся ожидали от Бога определенной компенсации за перенесенные ими лишения - так, как это было в случае с Ниневией: пост в обмен на помилование. Правда, в случае с Ниневией пост не являлся единственным «аргументом» и носил вторичный характер. Первичным и определяющим в данном случае было то, что ниневитяне поверили Богу, раскаялись, отвратились от злых путей своих и «возопили» к Богу. А пост при этом выступал уже как видимое проявление их раскаяния, оставаясь, по сути, своей жертвой умилостивления.

Однако в Ветхом Завете описан и другой случай - когда угроза истребления нависла над еврейским народом. Эта угроза непосредственно исходила не от Бога, а от царя Артаксеркса, подстрекаемого Аманом. Защитницей народа Божьего должна была выступить Есфирь - переговорить с царем и отвести от израильтян царский гнев. Поскольку предприятие было сопряжено с риском для самой Есфири, она обращается к Мардохею с просьбой:

«Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю» (Есф. 4:16).

Легко заметить, что благополучное разрешение проблемы Есфирь самым прямым и тесным образом связывает с отказом от еды и питья. И ее просьба находит полную поддержку и понимание у Мардохея. Здесь пост выступает уже исключительно как жертва умилостивления - но умилостивления не царя Артаксеркса, а Бога.

Идея поста как жертвы Богу проходит через весь Ветхий Завет. И хотя прямо пост нигде жертвой умилостивления не называется, но в рассмотренных случаях мотивация постящихся возводит их отказ от еды и питья до уровня жертвоприношения, при котором в качестве жертвы выступает не предписанное законом Моисея жертвенное животное (или иное приношение), а сам жертвователь.

В основе поста лежит добровольный отказ от пищи. Собственно пост - это полное или частичное голодание во имя какой-либо цели, достижение которой непосредственно из самого поста не вытекает. Этим пост отличается от оздоровительного голодания и «голодных» диет. Пост может быть строгим - полный отказ от пищи и питья; и частичным - отказ только от каких-либо видов пищи. Длительность поста может варьироваться от одного дня до сорока, а при частичном посте и более. Все эти особенности поста проявились уже в Ветхом Завете. Так, иудеи практиковали как строгий пост, так и частичный. Один из наиболее ярких случаев частичного поста описан в книге пророка Даниила:

Хотя пост обычно понимается как воздержание от пищи, однако в Ветхом Завете имеется и другое определение поста, не связанное с едой и питьем. Это определение содержится в Книге пророка Исаии и по своему духовному смыслу выходит далеко за рамки традиционных представлений о посте:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой...» (Ис. 58:6-7).

Книга пророка Исаии была написана задолго до прихода Иисуса Христа, однако выдвинутые в ней требования к посту с полным основанием можно назвать христианскими. В христианстве посту придается огромное значение, и это неудивительно, поскольку земное служение Господа началось с сурового сорокадневного поста в пустыне.

 
« Пред.   След. »
 

Прочти сегодня

Добро пожаловать!

Обучение

Журнал Крынiца жыцця

 

Фотогалерея


Взяли гитары - надо петь

Опросы

Как часто я читаю Библию?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
2 гостей и 1 пользователь
  • Сергей

Объявления


Rating All.BY Rating All.BY