Блаженны кроткие

Христианские журналы
Догматика
06.04.2010 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 143

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» — Мф. 5, 5. Это одна из заповедей
блаженства, которую Господь Иисус Христос изрек в начале Своей Нагорной
проповеди. В заповедях блаженства скрыты великие сокровища.

Здесь Христос говорит об особом счастье, сокрытом в кротости.

Кротость — это качество характера. Кроткий человек имеет спокойную и нежную
натуру. Обычно он тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный,
выдержанный и долготерпеливый. Однако это не значит, что он вялый, уступчивый и
безвольный. Чтобы быть кротким, необходимо иметь сильную волю и большую
духовную силу. Кротость обычно противопоставляется невоздержанности и
раздражительности.

Кротость даруется человеку Богом и является следствием духовного возрождения
от Слова Божия и от Святого Духа. Это качество является плодом Духа Святого,
«живущего в нас» — Гал. 5, 22 — 23.

Иисус Христос явил Собой превосходный образец кротости. Евангелист Матфей,
показавший в своем Евангелии Иисуса Христа как предвозвещанного Мессию, писал:
«Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: «Скажите
дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом
осле, сыне подъяремной» — Мф. 21, 4 — 5.

Спаситель был поистине кротким и смиренным. Обращаясь к обремененным грехами
людям, Он призывал их: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и
смирен сердцем» — Мф. 1, 28 — 29.

В Библии оставлены примеры мужей веры, которые тоже были кроткими. Так, о
Моисее сказано, что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» — Чис.
12, 3. Это качество вождь обетованного народа получил от Господа. По своей
природе он был способен убить египтянина, гневаться — Исх. 11, 8; 16, 20, но
Господь произвел в нем дивную перемену.

Посмотрим также на Давида, который говорил: «Вожди их рассыпались по утесам, и
слышат слова мои, что они кротки» — Пс. 140, 6. Так Давид свидетельствовал о
себе. Он также приобрел это качество от Господа.

До встречи с Господом Савл был жестоким человеком. Хорошо зная закон — Лев.
24, 20 и будучи ревнителем отеческих преданий, он гнал Церковь Божию в
Иерусалиме и за его пределами. С этой целью он направлялся в Дамаск. Но когда
Господь остановил его на этом пути, он стал совершенно новым человеком.
Впоследствии великий апостол давал верующим такое наставление: «Кротость ваша
да будет известна всем человекам» — Фил. 4, 5. Подавая личный пример, он
призывал к тому, чтобы рабы Господни могли «с кротостью наставлять противников»
— 2 Тим. 2, 25.

Обратим внимание также на апостола Петра. Рыбак из Галилейского города
Капернаума по своей природе был пылким и невыдержанным человеком; он всегда
стремился быть первым. Даже Спасителю он пытался прекословить. Но когда Дух
Святой в день Пятидесятницы излился на апостола Петра, то он в корне изменился
и стал кротким, выдержанным и смиренным. Он приобрел Христа, и Господь даровал
ему новый характер. Апостол Петр с кротостью давал ответ тем, которые
насмехались над апостолами — Деян. 2, 14 — 16. Он стал способен с особой силой
и дерзновением возвещать спасение.

Кротость можно получить только через веру. Необходимо прийти ко Христу,
покаяться перед Ним и принять Его верой в свое сердце. Вселившись в наше
сердце, Спаситель даст нам новые чувствования и новый дух. Только возрожденный
человек может иметь в своем сердце чудный дар неба — кротость.

Кроткий человек никогда не повышает голоса. Вместе с тем слова его вески и
значительны; к его совету всегда прислушиваются.

Кроткий человек любит братьев и сестер; он любит всех людей, с которыми
соприкасается. Его любовь неизменная, непреходящая, все покрывающая. Кроткий
человек не гневается и не раздражается.

Кроткий человек может всецело посвятить себя Богу. Апостол Павел писал: «Как
предавали вы члены ваши в рабы нечистоты и беззаконию на дела беззаконные, так
ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» — Рим. 6, 19.
Речь идет о добровольной отдаче Господу. Если мы желаем наследовать благодатные
и непреходящие дары Божий, то должны всецело отдаться Господу.

Кроткий человек снисходителен к другим, прощает проступки ближних. Это
соответствует требованиям Слова Божия, которое призывает нас поступать «со
всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением» — Еф. 4, 2, и еще: «быть
готовыми на всякое доброе дело. Никого не злословить, быть не сварливыми, но
тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» — Тит. 3, 1 — 2. Будем
стремиться к кротости, ибо «кротость покрывает и большие проступки» — Ек. 10,
4. Христос простил нам наши грехи, научимся и мы прощать и любить людей.

Апостол Павел призывал христиан: «Умоляю вас поступать… со всяким
смиренномудрием и кротостью и долготерпением» — Еф. 4, 1 — 2.

Кроткий человек проводит свою жизнь в терпении. При всех обстоятельствах он
всегда спокоен и терпелив. Слово Божие говорит: «Терпение же должно иметь
совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого
недостатка» — Иак. 1, 4.

Христос сказал, что кроткие «наследуют землю». Наследство — это имущество,
переходящее по смерти одного владельца к другому. «Кроткие… наследуют землю».
Мы были чужды Божиих заветов, но Христос пришел на эту землю, чтобы дать нам
чудное наследство. Он умер на кресте и завещал нам великое наследие благодати
Божией. Своим воскресением Он утвердил нас в этом наследстве. Во Христе мы
являемся владельцами прекрасных Божиих даров, благодатной жизни.

Авраам был человек богатый, знатный, уважаемый. Он был «князем Божиим». «И был
Авраам очень богат скотом и серебром и золотом» — Быт. 13, 2; 23, 6. Всего было
в избытке у Авраама, только наследника не было у него. Однажды он сказал
Господу: «Владыка, Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель
в доме моем этот Елиезер из Дамаска… вот Ты не дал мне потомства, и вот,
домочадец мой наследник мой» — Быт. 15, 2 — 3. Авраам хотел иметь наследника,
которому бы перешло его несметное богатство после его смерти. Господь отвечал
Аврааму: «Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» — Быт.
15, 4. Так и произошло: все что имел Авраам, после его смерти унаследовал его
сын Исаак, родившийся по обетованию Божию. Точно то же можно сказать и о
духовной жизни. Господь Иисус Христос ввел нас в небесное наследство. Мы,
бедные и грешные жители земли, стали в Нем наследниками небесных богатств.

Для Давида наследием были Божий откровения: «Откровения Твои я принял, как
наследие навеки; ибо они веселие сердца моего» — Пс. 118, 11. Для нас, верующих
во Христа, откровения Божий являются вечным наследием. Жаждем ли мы исследовать
Слово Божие так, чтобы все больше и больше получать от Господа откровений?
«Господь есть часть наследия моего и чаши моей», — восклицал Давид в Пс. 15, 5.
Апостол Павел искренне желал ефесянам, чтобы Отец Господа нашего Иисуса Христа,
Отец славы, дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил
очи их сердец, дабы они познали, «в чем состоит надежда призвания Его, и какое
богатство славного наследия Его для святых» — Еф. 1, 18.

Кроме того, по милости Божией, верующий человек сам является Его наследием.
Давид молился Господу: «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое» — Пс. 27,
9, а в другом псалме он так умолял Господа: «Обильный дождь проливал Ты, Боже,
на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» — Пс. 67,
10.

Ветхозаветный народ был наследием Божиим. Эта мысль подтверждается многими
местами Священного Писания: Ис. 19, 25; Иер. 10, 16; 1 Цар. 10, 1; Пс. 93, 14.
Церковь Божия также является наследием Божиим. Апостол Петр называет Церковь
наследием Божиим: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий
Христовых… Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно,
но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя
над наследием Божиим, но подавая пример стаду» — 1 Пет. 5, 1 — 3.

Если все общество ветхозаветного народа было наследием Божиим, то каждый его
член в отдельности также был наследием Его. Это относится и к Церкви Христа:
каждый член Церкви является наследием Божиим. Однако наследием Божиим можно
стать только, полностью умертвив «земные члены наши», когда мы носим мертвость
Господа нашего Иисуса Христа в нашем смертном теле. Если мы умерли для греха,
то мы живы для Бога и являемся Его наследием. Если мы принадлежим Христу, то и
Он со всеми дарами принадлежит нам.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Возникает вопрос: о какой земле
идет здесь речь? Мы знаем, что «в начале сотворил Бог небо и землю» — Быт. 1,
1. Реки и моря, горы и долины были сотворены по слову Творца; земля
произрастила зелень, траву, сеющую семя по роду ее, деревья принесли плод по
роду своему; вода произвела больших рыб и всяких животных премыскающихся, по
роду их. По слову Создателя земля также произвела скотов и гадов, и зверей
земных, по роду их. Наконец, Бог сотворил человека и дал ему в наследие всю
землю. Однако за грех человека, за его отпадение от Бога земля была проклята —
Быт. 3, 17, а человек лишился чудного наследия. Говоря о наследовании земли,
Спаситель имел в виду новое небо и новую землю, на которой обитает правда — 2
Пет. 3, 13.

Еще в пророчестве псалмопевец писал: «Ибо благословенные Им наследуют землю» —
Пс. 36, 22. Будем стремиться иметь это чудесное качество — кротость, чтобы нам
быть наследниками Его благодати. Апостол Павел утверждает: «Он есть Ходатай
Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от
преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили
обетованное» — Евр. 9, 15.

Да поможет нам Господь быть кроткими и смиренными, чтобы мы могли наследовать
все обетованное во Христе Иисусе.

(Братский вестник 1982 г. №5 А. А. Бас)