Бог в ветхом завете

Христианские журналы
Догматика
03.04.2009 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 6391

Трудно найти человека, который имел бы ясное, четкое и правильное понятие о
Боге. Слишком много существует различных домыслов о Нем. Но Бог познается
только через веру и через следование за Ним. Библия — лучшее место, где можно
найти Бога и познать Его и Его цели в отношении человечества.

Современные научные принципы в приложении к религии не могут открыть Бога,
необходимого человеку. Нет правил и формул, могущих доказать существование
Бога. Бог не проблема, которую надо решать, а вечный Отец, Которому надо
поклоняться, перед Которым надо благоговеть и Которому надо с любовью
подчиняться. Только при таком благоговейном изучении можно найти своего личного
Бога на страницах Библии.

На языке всех народов есть слово Бог. Поиск Бога возникает от потребностей
внутреннего мира человека. Видный деятель христианства Августин хорошо сказал
об этом в своей Исповеди: Ты сотворил нас для Себя, и сердца наши не находят
покоя, пока не найдут Тебя. Филипп, обращаясь к Иисусу, сразил запрос своего
сердца словами: Покажи нам Отца и довольно для нас (Ев. Иоан. 14, 8). Человеку
невозможно освободиться от великой внутренней жажды человеческого духа. Порой
человек не знает причины томления своего духа и мечется в поисках
удовлетворения по различным источникам забвения, не зная источника истинного
удовлетворения — Бога, Который приходит к человеку, жаждущему Его от всего
сердца.

Бог, явленный в Ветхом Завете. Весьма важно иметь в виду, что Ветхий Завет не
дает доказательств существования Бога. Современные верующие выдумали много
аргументов в доказательство существования Бога. Для писателей Ветхого Завета
доказывать это было абсурдом. Первый стих Библии начинается словами: В начале
сотворил Бог небо и землю. Большинство людей Ветхого Завета верили и знали, что
Бог — великая, всемогущая реальность. Библия не говорит о происхождении Бога.
Природа Бога лежит за горизонтами истории, этот факт нужно признать, ибо пока
этот вопрос недоступен пониманию человека.

Ветхий Завет показывает Бога, явившего Себя людям. Не нужно полагать, что Бог
явил Себя сразу в полноте. Нет, человеку постепенно открывались божественные
черты Творца. Писатели Ветхого Завета не искали доказательств существования
Бога в природе, а наоборот, приняв мысли о существовании Бога за непреложную
истину, они обращали восхищенный взор на Его творение — природу. Бог открывает
славу Свою в природе, но она не является средством познания Бога. В Ветхом
Завете нет и намека на то, что собственными поисками можно найти Бога. Бог Сам
открывает Себя на страницах Ветхого Завета. Познание Бога происходит только
через нравственное и духовное восприятие.

Каков же Бог в Ветхом Завете, то есть в первой части Библии, относящейся к
дохристианскому периоду?

Он — творящий Бог. Ветхий Завет открывается словами: В начале сотворил Бог
небо и землю. Этот начальный стих Библии в утвердительной форме говорит о Боге
как о Творце всего созданного Им по Своей воле и желанию. Творение Бога было на
просто проявлением Его силы и могущества, но подготовка к созданию человека,
венца творения, которому Он сможет явить Свою любовь и защиту. Исайя
утверждает, что мир был сотворен Богом: Ибо так говорит Господь, сотворивший
небеса, Он — Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не
напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства; Я Господь, и нет иного
(Ис. 45, 18).

Он — Личность. Нигде в Ветхом Завете нет указаний, что Бог и природа — это
одно и то же. Бог отличен и отделен от природы и всегда остается Личностью.
Естественно, что человек для более полного усвоения личности Бога приписывает
Ему определенные человеческие качества, что называется антропоморфизмом. Трудно
нам говорит о Боге, Который есть Дух, не прибегая к помощи человеческих
качеств. Облекая Бога в форму личности, религия Израиля отличалась от всех
религий мира. Имена, данные Богу в Ветхом Завете, определяют Его как Пастыря,
Исцелителя и Наставника.

Вселенная со всеми своими законами и изумительными деталями видимого мира
требует присутствия Творца. Вера в Творца порождает многие вопросы, на которые
мы пока не можем ответить и которые кажутся нам загадочными. Но несравненно
больше недоуменных вопросов возникает, если не верить в Творца.

Он — заботящийся о творении Бог. Бог в Ветхом Завете не оставил Свое творение
после того, как увидел, что все сотворенное хорошо. Все, что Он сотворил, стало
предметом Его заботы на все времена. Мир не холоден и не пуст, потому что Бог
трудится над тем, чтобы привлечь человека к Себе.

Опыт общения израильского народа с Богом показывает проявление Его заботы о
народе. Первым вождем Израиля был Моисей. На примере Моисея и народа
израильского, и заботы о них Бога проявляется сердце Господа. Он беспокоится о
страдающих в египетском рабстве и посылает им вождя, который выводит их на
свободу. Это- не было элементом исторической случайности, а проявлением заботы
Господа об ущемленном .народе. Многие дни и годы странствия Израиля в Синайской
пустыне были свидетельством повседневной заботы Господа о них. Все, что Бог
сделал для одного народа, Он хочет сделать для всех людей. Являя Себя на горе
Синае Моисею, Бог показывает Свою заботу о последующих поколениях людей. Из
опыта народа израильского видно, что существует только один Бог и надо
поклоняться только Ему. Всякий верующий, читающий Книгу Исход и сорокалетнее
путешествие Израиля по пустыне, проникается чувством большой любви к Богу, так
нежно заботящемуся о Своих непокорных детях.

Последующая история Израиля, несмотря на то что они отказались от прямого
водительства Бога и избрали себе царя, показывает, Божья рука не оставляет их.
Он защищает их от филистимлян не потому, что лицеприятен к народам, а потому,
что Израиль еще не выполнил историческую миссию, предназначенную ему Богом.
Давид был сбережен, чтобы стать царем и написать псалмы, без которых мы не
мыслим Библии. Израиль смог бы дальше оставаться национальным государством,
если бы он не оставил своего Господа и не пошел бы вослед других богов.

Последующие дни Израиля, особенно в дни пророков, показывают Бога, посылающего
Своих глашатаев, чтобы вернуть народ на истинный путь. Пророчества Амоса среди
северных колен народа израильского, Осии, Исайи, Михея и Иеремии среди южных
коленке оставляют сомнения в большой жажде Бога спасти Израиля от идолов.
Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иез. 33, 11) — взывает Господь через пророка Иезекииля.

Он — святой Бог. Это одно из важнейших свойств Божьего естества, о котором
постоянно упоминали люди тех времен. Видение Моисеем горящего куста (Исх. 3
гл.) открывает святость Божию, а видение Исайи (Ис. 6 гл.) дополняет ее. Исайя
тридцать раз на страницах своего пророчества называет Его Святым.

Святость Бога возлагает на человека обязанность быть также святым. Бог свят, и
ничто нечистое не может быть Им терпимо.

Он — праведный Бог. Судьей нашей праведности является Бог — истинная
Праведность. Как Бог всегда праведен в Своих делах и отношениях с человеком,
так и человек должен быть праведным в отношении ближнего своего, то есть должен
поступать по правде.

Он — Бог морали. Его мораль является результатом Его святости и праведности.
Мораль Бога — только добро. Зло не есть воля или выбор Бога, но в мире
свободного выбора может быть добро или зло, согласно выбору человека. Бог есть
только добро, осуждающее зло. Суд над миром будет справедлив, потому что Бог
справедлив.

Вопрос к Адаму в саду: Где ты, Адам? — показывает Бога, Который все знал я
Который был огорчен выбором и действием Адама.

История потопа в б и 7 главах Книги Бытие повествует о наказании людей: И
раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем
(Быт. О, 6).

Нигде в Ветхом Завете не находим мы мест, выражающих одобрение Богом зла. Бог,
Который свят и праведен, не мог терпеть неправедных и несвятых дел. Нет общего
у света и тьмы. Ветхий Завет помогает человеку найти Бога и иметь с Ним
общение. Бог всегда был близок к взывающим к Нему.

Бог сотворил человека способным думать с правом свободного выбора. Он не
сказал человеку: Ты должен. Если бы Бог принуждал человека, то человек перестал
бы быть свободным существом, то есть личностью. Бог лишь призывает человека:
Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых (Ам. 5, 14); или: И взыщете
Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим (Иер. 29, 13).

Бог не несет зла человеку, но человек по собственному выбору часто избирает
зло и несет последствия такого выбора.

Он — познаваемый Бог. Он не оставил вселенную бороться в темноте. Верующие
люди познают Бога, ибо Он хотел этого. Учение Ветхого Завета таково: Бог явил
Себя человеку, Он сошел к человеку и вступил в завет с ним. Опыт мужей веры на
протяжении истории свидетельствует о познаваемости Бога. Их опыт — это опыт
дружбы с Богом и тесного общения с Ним. Бог готов открыть Себя каждому
человеку, который обратится к Нему со смирением и искренней верой.

Он — великий Бог. Он велик в творении и в Своей заботе о творении. Он так
велик, что человек нигде не может укрыться от Него. Псалмопевец выражает это
словами: Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли
крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит
меня десница Твоя (Пс. 138, 9 — 10). Бог является не только Богом земли, но и
неба и всего видимого и невидимого. Он Бог всего, и вся вселенная обретает
значение через Него.

Он — Бог, отдающий Себя людям. Бог Ветхого Завета — активный участник истории
Израиля. Все, касающееся народа израильского, касается Бога. Много раз тьма
сгущалась над Израилем, и всегда неожиданно приходила помощь с обновленной
верой в Бога. Ветхий Завет свидетельствует, что, хотя царства земные возникают
и рушатся, Бог ведет историю к конечному торжеству.

Братский вестник 1967 г. №3 К. Р.