Христианские журналы
Догматика
08.03.2011 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 11693
«Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (Иов. 14, 1).
Печаль и различного рода переживания представляют собой одно из самых обычных
явлений нашей жизни. И как ни был бы счастлив человек, ему не избежать встречи
с печалью и скорбями. Рано или поздно ему придется столкнуться с тем или иным
горем.
Скорби представляют собой явление в высшей степени поучительное и имеют
великое значение для человека, узнавшего, с какой целью они были допущены ему
Богом. В этом случае человек убеждается, что скорби и печали являются
удивительным орудием, посредством которого Господь достигает Своей великой
цели, а именно: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению»
(2 Кор. 7, 10). Кроме того, испытавший ту или иную скорбь с состраданием
смотрит на своего ближнего, находящегося в горе, переживании. В результате
всего мы открываем для себя, что наказание Господне доставляет «мирный плод
праведности» (Евр. 12, 11).
Тем не менее скорби и всякого рода испытания остаются порой трудно объяснимым
явлением. Ум человеческий ничего не жаждет так понять, как смысл переносимых
скорбей.
Если мы хотим понять причину наших скорбей, то должны помнить, что наши скорби
касаются не только лично нас, но и многих других людей, и являются составной
частью божественного плана. Смысл наших переживаний не может быть нами понят до
тех пор, пока мы не примем в расчет влияния, оказываемого перенесением их на
окружающих нас людей; пока не определим их места в благих Божиих
предначертаниях.
В Евангелии от Иоанна, 11-й главе, содержится описание глубокой скорби,
постигшей дом в Вифании, где жили Лазарь, Марфа и Мария, связанные узами любви
и дружбы. В их доме пребывала божественная слава: «ибо Иисус любил Марфу и
сестру ее и Лазаря». Но вскоре этот дом постигла скорбь. Заболел Лазарь.
Встревоженные сестры известили своего великого Друга о болезни брата. Но Он не
спешил прийти на помощь; тени сгущались, и наконец, пришла смерть. Скорбь, в
которую были повергнуты сестры, не поддается описанию. Каким жестоким должно
было казаться им их горе! Если уж посторонние люди говорили: «Не мог ли Сей,
отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» — то что же могли думать
сестры? С каким недоумением, должно быть, повторяли они один и тот же вопрос:
«Почему?»
Евангелист, описав постигшее двух женщин горе, вводит нас за завесу, чтобы мы
могли понять, почему оно было послано, какой был его истинный смысл и какую
роль оно играло в Божием плане.
Скорбь сестер послужила к прославлению имени Божия. Вспомним, что сказал
Господь в отношении болезни Лазаря: «Эта болезнь не к смерти, но к славе
Божией, да прославится чрез нее Сын Божий». Болезнь и смерть Лазаря должны были
сыграть значительную роль в мессианском служении Искупителя мира. Смерть Лазаря
была допущена для того, чтобы Иисус Христос мог явить Свою божественную силу,
воскресив его из мертвых. Но это еще не все. Между смертью Лазаря и смертью
Самого Иисуса Христа существовала тесная взаимосвязь. Чудо воскресения Лазаря
из мертвых заставило Каиафу действовать, что и привело Христа к распятию.
«Некоторые из них, — читаем мы, — пошли к фарисеям и сказали им, что сделал
Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет… С этого дня положили
убить Его» (Иоан. 11: 46, 47, 53). Таким образом, горе Марфы и Марии сыграло
важную роль в приведении в исполнение плана Божия для спасения мира.
Смерть Лазаря имела важное значение и для духовного воспитания апостолов. Это
ясно видно из слов нашего Господа: «Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и
радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали».
Укрепление в вере двенадцати учеников являлось одним из величайших дел Господа
на земле. На этих столпах Он основывал Свое Царство. Поэтому все, что оказывало
влияние на них, имело бесконечно большое значение и для последующих поколений
христиан. Эта скорбь показала апостолам их Господа как Господина жизни. Она
помогла им впоследствии воспринять факт воскресения их Учителя.
Постигшее горе имело свое значение и для сестер. Находясь в глубокой скорби,
они услышали от Господа дивные слова: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в
Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек».
Когда вышел из гроба умерший Лазарь, — тогда сестры возрадовались постигшей их
скорби, потому что она показала им силу и могущество их Господа и Спасителя.
Наконец, эта скорбь имела свое значение и для иудеев. У раскрытого гроба
Лазаря Господь произнес: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал,
что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы
поверили, что Ты послал Меня». Печаль привела многих людей в дом Лазаря, и
таким образом они сделались свидетелями Его величайшего чуда — воскрешения из
мертвых.
Как удивительно раскрываются перед нами божественные цели, сокрытые в скорбях.
Новые откровения Марфе и Марии; обращение к Иисусу Христу их друзей;
утверждение веры тех, которые должны были понести благую весть всему миру;
наконец, слава Христа как Искупителя и Спасителя рода человеческого, — все это
было связано с этой скорбью. Если бы все оплакивавшие смерть Лазаря знали все
это — как это облегчило бы их переживания.
Мы должны верить тому, что наши переживания способствуют освящению нашей
бессмертной души. Мы не постигнем величия и могущества Господа до тех пор, пока
сами не будем глубоко испытаны. И хотя, быть может, Лазарь наш и не будет
возвращен нам здесь на земле, но мы можем иметь твердую уверенность, что он
находится у Господа, что он нам будет отдан в вечности. Господь силен обратить
в радость глубочайшие наши скорби. Стоит перенести те или другие испытания,
чтобы познать в большей мере славу Христа!
Ничто и никто не забыт у Бога. Даже маленькая птичка не забыта Отцом Небесным.
Наши скорби могут казаться другим ничтожной вещью, но Господь дает им Свое
место в осуществлении Своих великих планов.
Научимся прославлять Господа во всех наших испытаниях, «зная, что испытание…
веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы
(мы) были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1, 3 — 4).
(Братский вестник 1977 г. №3 Г. М)