Что ожидает нас после смерти?

Христианские журналы
Догматика

«Один только шаг между мною и смертью» — 1Цар. 20, 3

Сказано было, что вся жизнь есть приготовление к смерти. Псалмопевец говорит.
«Кто из людей жил, и не видел смерти?» — Пс. 88, 49.

Наше время считается веком свободомыслия. Мы стремимся изменить мир и
управляющие им законы посредством знаний, науки, изобретений, открытий. Но что
бы мы ни делали, конечный результат остается тот же самый: «Человекам положено
однажды умереть» — Евр. 9, 27.

Мы видим смерть на каждом шагу. Вой сирены машины скорой помощи, похоронные
бюро, кладбища, мимо которых мы часто проходим, катафалк, движущийся посреди
улицы, — все напоминает нам, что смерть своей косой в любую минуту может
подкосить нас. Никто из нас не знает, когда этот момент наступит, но мы все
знаем, что он может прийти в любую минуту.

Один человек хорошо выразил это: «Наша жизнь висит на тонких ниточках. Могила
зияет под нашими ногами на каждом шагу нашего жизненного пути. Смерть — враг
всего мира. Даже цари должны склонить свою голову пред ней. Ученые и врачи
стараются отогнать это чудовище от людей, но лукавая повелительница ужаса
упорно проскальзывает мимо стражи и покрывает могущественных правителей своим
темным плащом».

Смерть беспрерывно косит людей. Несмотря на то, что медицина ведет против нее
постоянную борьбу, смерть, в конце концов, всегда выходит победительницей.

Благодаря этой давнишней борьбе мы теперь можем пользоваться несколькими
лишними годами жизни, но смерть все еще стоит в конце нашего пути, и
продолжительность жизни человека все еще не превышает библейский срок в
семьдесят лет.

Болезни сердца по-прежнему подкашивают людей в расцвете их жизни. Рак
вгрызается в тела тысяч людей. Туберкулез, болезни крови, воспаление легких
требуют своей дани, хотя медицинские исследования сильно сократили их ежегодные
размеры. Но как бы оптимистичны ни были статистические сведения, сколько бы ни
повысилась средняя продолжительность жизни с начала нашего века, — неизбежный
факт смерти остается неизменным — и это все-таки наше последнее переживание на
земле!

С того мгновения, когда рождается ребенок, начинается борьба против смерти.
Мать посвящает целые годы защите своего дитя. Она следит за пищей, за одеждой,
окружающей обстановкой, но несмотря на всю ее любящую заботу, ребенок уже начал
умирать. Пройдет немного лет, как уже появятся первые признаки слабости. Зубной
врач установит разложение в наших зубах. Для подкрепления ослабевающего зрения
понадобятся очки. Кожа начинает морщиться, плечи согнутся, походка замедлится.
Хрупкость наших костей возрастет по мере того, как уменьшится наша энергия, и,
не замечая этого, мы станем уже ближе к смерти.

И мы вдруг убедимся, что вся наша жизнь была долгой и нескончаемой борьбой со
смертью. Мы увидим, что мы вели состязание, единственным выигрышем в котором
может быть надежда на несколько лишних лет, и как бы мы ни старались победить
нашего противника, в конце концов мы знаем, что смерть всегда победит!

Когда пришел Иисус Христос, Он дал нам новый подход к смерти. Человек всегда
смотрел на смерть как на врага, но Иисус Христос сказал, что Он победил смерть
и отнял у нее жало. Иисус Христос считался с действительностью, побуждая
человека приготовляться к смерти, которая неизбежна. Господь сказал: «Не
бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто
может и душу и тело погубить» — Мф. 10, 28.

Библия указывает, что в действительности есть две смерти: одна физическая,
другая вечная. Иисус Христос предостерегал, что нам надо бояться вечной смерти
гораздо больше, чем первой, физической смерти. Он описывал второй род смерти
как ад, который представляет собою вечное отдаление от Бога. Он указывал, что
смерть тела ничто по сравнению с сознательной и вечной погибелью души.

Библия учит, что душа бессмертна. Душа вечна и будет жить вечно. Другими
словами, наше подлинное «я», та часть нашего существа, которая мыслит,
чувствует, мечтает, надеется, наше «я», наша личность — никогда не умрет.
Библия учит, что наша душа будет жить вечно — в раю или в аду. Если мы не
христиане и не возрождены, то наша душа пойдет в место, которое Христос
называет адом, где она будет ожидать суда Божьего. Библия учит, что мы можем
спастись или погибнуть, но что наша душа и личность будут сознательно и вечно
существовать.

Есть еще некоторые, которые говорят, что после смерти все еще есть возможность
спасения, что Бог даст еще такую возможность. Библия опять-таки не дает
никакого намека на это, ибо Библия все вновь предостерегает нас, что «вот
теперь время благоприятное, вот теперь день спасения» — 2 Кор. 6, 2.

«Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны
и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет
зубов» — Мф. 13, 41 — 42.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в
огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» — Мф. 25, 41.

«А солому сожжет огнем неугасимым» — Мф. 3, 12.

«Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных и
ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» — Мф. 13, 49 — 50.

«Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева
Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым
мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни
ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» —
От. 14, 10 — 11.

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть — вторая. И кто не был
записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» — От. 20, 14 — 15.

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и
идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это
смерть вторая» — От. 21,8.

Здесь мы видим совершенно ясное поучение Иисуса Христа об аде. И в самом деле,
Иисус Христос говорил об этом и пояснял примерами и предостерегал людей
многократно о безумии вести здесь, на земле, греховную и лицемерную жизнь.

Нет сомнения в том, что порочные люди испытывают до некоторой степени адские
муки уже здесь на земле. Библия говорит: «Испытаете наказание за грех ваш,
которое постигнет вас» — Чис. 32, 23. И еще говорится в Библии: «Сеющий в плоть
свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» — Гал.
6, 8.

По любви и милости Своей Господь предлагает человеку путь спасения и
искупления, надежды и предвкушения небесных благ. Но человек по своей слепоте,
неразумию, упрямству, эгоизму и влечению к греховным наслаждениям отказывается
от простого Божьего пути избегнуть мук вечного проклятия.

Бог предписывает средство от всех болезней человеческого рода. Это средство
наша личная вера и наше обязательство перед Иисусом Христом. Но если мы
добровольно отказываемся от лекарства, то должны нести и последствия; и мы не
можем обвинять в этом Бога. Разве Господь виноват в том, что мы отвергаем Его
лекарство?

Странно, что люди готовятся ко всему, кроме смерти. Мы подготовляем себя к
жизни образованием, готовимся к браку, готовимся к старости. Мы готовимся ко
всему, кроме той минуты, когда нам надо будет умирать. А Библия говорит, что
нам положено один раз умереть.

Смерть есть явление, кажущееся неестественным каждому человеку в применении к
самому себе, но совершенно естественным, если оно относится к другим. Смерть
равняет всех людей. Она лишает богача его богатств и нищего его лохмотьев. Она
прекращает алчность и охлаждает страсти. Все хотели бы не думать о ней и тем не
менее всем придется столкнуться с ней — ученым и крестьянам, глупцу и философу,
убийце и святому. Смерть не признает ни возраста, ни классовой принадлежности.
Ее боятся все люди.

Легко думать о других, встречающихся со смертью, но трудно самим? помнить о
том, что нам тоже придется пережить эту встречу. Смерть предназначено встретить
всем, и когда это произойдет — вопрос времени. Все другие встречи в жизни —
могут не приниматься во внимание, на них можно не прийти, и мы должны тогда
нести их последствия, — но этой встречей никто не может пренебречь, ее никто не
может отменить. Это встреча бывает только раз в жизни, и она должна быть!

Но Библия предостерегает нас и от второй смерти, являющейся: вечной разлукой с
Богом.

Наряду с тем, что Библия пророчит ад грешнику, она обещает и рай праведным.
Понятие о рае гораздо легче воспринимается нами, чем понятие об аде. В Библии
говорится и о том, и о другом. Было бы совершенно правильно думать и говорить о
них. Все наши горести и проблемы на этой земле становятся такими ничтожными,
если мы? представляем себе наше будущее. Христианину до известной степей»
открывается рай уже здесь, на земле. Он обладает душевным миром, он живет в
мире со своей совестью, в мире с Богом. Среди всех тревог и затруднений он
может радоваться. Он идет легко, в его душе радость, его лицо сияет.

Многие люди спрашивают: «Где же находится рай?» В Священном Писании не
говорится, где рай. Библия учит, что эта страна будет местом прекрасным. Рай
описывается в Библии как «дом Божий», «град», «лучшая страна», «наследие»,
«слава».

Может быть, вы спросите: «Узнаем ли мы друг друга в раю?» Библия приводит
многие места, что наступит момент великой встречи с-теми, кто ушел раньше нас.

Некоторые говорят: «Верите ли вы, что несовершеннолетние будут спасены?» Да!
Библия указывает, что Господь не вменяет несовершеннолетним в вину их грехи,
пока не достигнут такого возраста, когда могут нести сами ответственность.
Имеется множество указаний на то, что искупление покрывает их грехи до тех пор,
пока они не достигнут возраста, когда уже станут ответственными за свои
собственные правильные и скверные поступки.

Библия указывает также, что рай будет местом всеобщего понимания и познания
вещей, которым мы не можем научиться на земле.

Исаак Ньютон, будучи уже стариком, сказал человеку, восхвалявшему его
мудрость: «Я мальчик на морском берегу, подбираю здесь камешек, там раковину,
но великий океан истины все еще расстилается предо мной».

Многие люди спрашивают: «Что же мы будем делать в раю? Будем ли мы сидеть и
наслаждаться радостями тамошней жизни?» Нет! Библия указывает на то, что мы
будем служить Богу. Мы употребим много времени на то, чтобы славить Его. Библия
говорит: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в
нем, и рабы Его будут служить Ему» — От. 22, 3. Это будет время радости,
служения и восхваления Господа.

Библия учит, что человеку после разлуки с телом предстоит предстать пред лицом
Господа. В то мгновение, когда человек умирает, он непосредственно предстоит
пред лицом Христа. Там его душа ждет воскресения, когда она снова соединится с
телом.

Многие люди спрашивают: «Как могут ожить похороненные или сожженные тела?»
Известно, что никакие химические вещества не исчезают. Бог, сперва сотворивший
тело, может снова соединить все его составные химические части, и тело оживает,
чтобы соединиться с душой. Но новое тело наше будет таким же преображенным, как
Тело Христа. Нам не будут известны больше ни слезы, ни головные боли, ни
страдания, болезни и смерть.

Вот картина двух вечных миров, пребывающих в пространстве. Каждый сын Адама
будет находиться в одном или в другом из этих миров. Великая тайна окружает эти
оба мира, но в Библии достаточно указаний, проливающих свет на то, что один мир
будет миром страданий и печали, а другой — миром света и славы.

(Братский Вестник №5 1983 г. Б. Г.)