Дух, душа и тело

Христианские журналы
Догматика
02.11.2010 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 37988

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во
всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса
Христа» — 1 Фес. 5, 23.

В первой главе книги Бытие написано: «И сказал Бог: сотворим человека по
образу Нашему, по подобию Нашему» — стих 26. Слово «Нашему» означает
множественное число, и оно вызывает недоумение, ибо в том же Священном Писании
сказано, что «Господь Бог наш есть Господь единый» — Мр. 12, 29. Так же в
послании апостола Павла к Ефесянам мы читаем: «Один Господь, одна вера, одно
крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас»
— Еф. 4, 5 — 6. И тем не менее Сам Бог изрек слово «Нашему». Долгое время оно
было непонятно, пока не пришла полнота времени, когда «тайна, сокрытая от веков
и родов… сделалась известною через Церковь» не только нам, верующим, живущим
на земле, но и «начальствам и властям на небесах» — Кол. 1, 26; Еф. 3, 9 — 10;
тайна, которую Бог открыл язычникам в Сыне Своем Иисусе Христе, и, разъясняя
эту тайну, апостол Иоанн пишет в своем послании: «Три свидетельствуют на небе:
Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» — 1 Ин. 5, 7.

Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, тоже имеет три субстанции:
дух, душу и тело — 1 Фее. 5, 23. Поскольку Слово Божие предупреждает нас, чтобы
наш дух, душа и тело во всей полноте сохранились без порока в пришествие
Господа нашего Иисуса Христа, то мы должны знать себя самих.

Прежде всего обратим внимание на наше тело. Священное Писание называет его
внешним человеком; оно имеет пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и
осязание. Тело является вместилищем души и духа. Но главное назначение его
состоит в том, что оно есть «храм живущего в нас Святого Духа», как сказано в
другом месте: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» — 1 Кор. 3, 16; 6, 19.
Потому и пять чувств внешнего человека должны быть посвящены на служение в этом
храме Духу Святому, ибо от этих органов зависит чистота и непорочность нашего
тела. Иисус Христос сказал: «Если око твое будет чисто, то все тело твое будет
светло» — Мф. 6, 22.

Именно через зрение зарождается в нас похоть и другие нечистые побуждения,
которые оскверняют наше тело. Если же наши глаза будут направлены на служение
Духу Святому, то мы будем «созерцать красоту Господню» — Пс. 26, 4.

А наш слух, как много искушений причиняет он нам. Он бывает глух к голосу
Божьему, к добру, к правде, но зато очень хорошо слышит всякую ложь и клевету,
которые мы стараемся распространить. Будем помнить, что «ухо слышащее и глаз
видящий — и то, и другое создал Господь» — Пр. 20, 12, чтобы прославлять Его.

Наш вкус тоже может приводить нас к пресыщению и объедению. Мы должны
научиться жить и в изобилии, и в скудости.

Апостол Павел говорит: «Усмиряю я порабощаю тело мое» — 1 Кор. 9, 27, дабы оно
сохранилось без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Много неприятности приносит нашему телу осязание, очень часто вызывая ропот и
недовольство. То нам жарко, то холодно. Редко можно слышать благодарность из
наших уст. А ведь написано: «За все благодарите» — 1 Фес. 5, 18.

Если тело есть наш внешний человек, то душа представляет внутреннего человека.
К сфере душевной относятся совесть, воля, разум, память и эмоции. Душа
бессмертна, и она не умирает со смертью человека. Евангелист Лука в 16-й главе
описывает, как богач, оказавшись в аду и увидев вдали Авраама и Лазаря, стал
умолять его говоря: отче Аврааме, пошли Лазаря в дом отца моего, «ибо у меня
пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место
мучения» — Лк. 16, 27 — 28. Как видим, богач помнил, что в доме отца осталось
пять его братьев. Он здраво рассуждал о них и заботился, чтобы и они не пришли
в место мучения. Давид говорит: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего» — Пс.
85, 13.

Мы должны постоянно заботиться о нашей душе, чтобы сохранить ее в
непорочности. Чистота души зависит от наших внутренних чувств.

Слово Божие свидетельствует, что совесть бывает добрая, чистая, непорочная.
При таком состоянии совести и на душе светло. Бывает совесть «сожженная», и
душа такого человека изнывает.

Что касается нашей воли, то, когда она согласуется с волей Божией, это радует
душу; если же мы идем вразрез с ней, то подвергаем нашу душу терзаниям и унынию.

Много неприятностей переносит человек от своих умствований. Осуетившийся в
умствованиях своих человек омрачает душу, «предается распутству и делает всякую
нечистоту с ненасытимостью» — Еф. 4, 18.

Памяти свойственно долго удерживать недоброе и, к сожалению, скоро забывать
доброе. Обращаясь к Израилю через пророка Иеремию, Бог говорит: «Вероломно вы
поступили со Мною, извратили путь свой и скоро забыли Господа Бога своего» —
Иер. 3, 21.

Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева
познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертию умрешь» — Быт. 2, 16 — 17. Но Адам не внял предупреждению Божию и
вкусил запрещенный плод.

В результате он умер не только физически, но и духовно. Причем духовная смерть
поразила и тело, и душу, и дух. Со дня грехопадения у Адама прервалась прежняя
связь со своим Творцом. Он больше не видел Его, ходящим в раю во время прохлады
дня.

Его дух стал мертв и не являлся больше руководящим, господствующим над душой и
телом — Гал. 5, 22 — 25. Душа стала выполнять похоти плоти, и человек таким
образом стал плотским со всеми вытекающими из этого последствиями — Гал. 5, 19
— 21.

Только при покаянии грешника перед Богом и рождении свыше оживает дух в
человеке. До нашего обращения все мы были духовно мертвые, как написано:
«Помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными…
Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды
заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» — Еф. 2, 11 — 12.

И нас, мертвых по делам и преступлениям, Господь «оживотворил со Христом» и
«воскресил с Ним».

Прежде всего восстанавливается связь с Богом. Соединяющийся с Господом,
становится один дух с Ним — 1 Кор. 6, 17. Наша душа отныне находится под
руководством духа, соединенного с Духом Божиим, и находит удовольствие в Законе
Божием — Рим. 7, 22. Наши помышления и поступки становятся духовными, и это
дарует нам жизнь и мир. Оживотворенный дух умерщвляет дела плотские, и «тело
становится мертвым для греха» — Рим. 8, 10.

Дух Святой наставляет и научает нас всякому разумению, и духовный человек
«может судить о всем» — 1 Кор. 2, 15.

Хочется привести здесь слова, сказанные апостолом Павлом: «Душевный человек не
принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием… и не
может разуметь» — 1 Кор. 2, 14.

И не случайно Господь через пророка Малахию предупреждает нас говоря:
«Берегите дух» — Мал. 2, 15.

Не будем делать то, что повергает в уныние наш дух. Не будем допускать пороки
в нашей жизни. Да сохранит нас Господь в Своей деснице!

(Братский Вестник №2 1992 г. В. Ф. Семенов)