Духовная брань христианина

Христианские журналы
Догматика
01.03.2010 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 7181

(Ефес. 6, 11 — 17)

Прощенный грешник, рожденный свыше в день своего обращения, испытывает великую
радость первой любви к Господу. С каждым днем все более познавая Христа и
богатство благодати в Нем, христианин ликует и славит своего Спасителя.
Благословенное состояние первой радости, первой любви бывает у одних
продолжительным, у других недолгим. Духовная радость испытывается в различные
периоды христианской жизни в неодинаковой степени.

Представим себе молодого солдата, одетого в парадную форму, испытывающего на
параде восторженное состояние. Но вот после этого парада наступают будни
усиленной учебы, суровая школа военной жизни. Он познает, что истинным воином
он будет тогда, когда сможет не только носить оружие, но и правильно
действовать им. Тогда он испытывает новую, но более глубокую радость — радость
успеха в учебе. Еще большая радость воина — это радость победы, ибо цена
вооружения и способности воина познаются в бою.

Нечто подобное переживает христианин, призванный быть воином Христа. Будучи
облечен в шлем спасения и в броню праведности, воин Христа вводится в бой,
чтобы хорошо владеть всеоружием Божиим и побеждать. Победа — это особая
радость, испытываемая верным воином Христа.

Апостол Павел открывает нам истину о великой брани между светом и тьмой на
земле и в невидимом мире. Воин Иисуса Христа стоит, чтобы вести брань против
царства тьмы. Царство сатаны, как и всякое великое царство, представляет
организованную силу, в которой есть начальства, власти тьмы и различные
духовные силы зла. «Наша брань не против крови и плоти», — пишет апостол. Брань
христианина не против того, кто имеет кровь и плоть, то есть физическое тело, и
не против окружающих людей. Есть христиане, которые думают, что врагом нашим
является наше тело, которое якобы надо ненавидеть, истязать, морить голодом,
укладывать на голых досках, превращать в скелет. Сколько гибнущих жизней от
чрезмерных истязаний тела; сколько людей, думающих этим приобрести спасение
души! Но, увы, и в таком изможденном теле царствует грех, ибо грех исходит из
сердца и оскверняет человека (Ев. Матф. 15, 19). Тело же человека — это великий
дар Божий, чудесная одежда души, инструмент, без которого наша душа не сможет
проявляться. Тело надо беречь, питать, заботиться о сохранении его здоровья, а
не разрушать.

Борьба христианина не должна проявляться против окружающих людей, тем более
против начальств и властей земных, как некоторые понимают из приведенного места
Писания, ибо существующие власти земные от Бога установлены (Римл. 13,1). Хотя
апостол Павел переносил от людей большие испытания (2 Кор. 11, 23 — 27), он
никогда не призывал верующих воинствовать оружием естественным, устраивать
какие-либо крестовые походы против кесаря, первосвященников, фарисеев,
саддукеев и кого бы то ни было. Не в людях видел он причину зла, ненависти и
вражды. Он знал, что люди превращаются в послушное орудие другой злой силы,
которой, не сознавая, служат. Он писал, что грешники выполняют «волю князя,
господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Ефес.
2, 2). Христианин должен быть воином Христа «против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Для
победы над этим духовным врагом предлагается и духовное всеоружие Божие. «Ибо
мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем: оружие воинствования нашего не
плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы»
(2 Кор. 10,3 — 4). С каким противником предстоит сражаться воину Христа? Первый
могущественный враг — это диавол. Диавол, низвергнутый с высоты небес херувим,
назван по характеру своему: гордым (Ис. 14, 12 — 14), лютым и жестоким (Ев.
Лук. 8, 29; 9, 39 — 42), лукавым (Быт. 3, 1; 2 Кор. 2, И; 11, 3), клеветником
(Откр. 12, 9 — 10), рыкающим львом (1 Петр. 5, 8). Он князь, господствующий в
воздухе, князь мира сего (Ефес. 2, 2; Ев. Иоан. 12, 31), владеющий царством
смерти (Евр. 2, 14). Хотя диавол побежден Христом, но до определенного времени
он еще обладает силой зла, чтобы побуждать людей на зло.

Сильный и могущественный, низвергнутый с неба херувим стал открытым врагом
Бога и Его дела на земле. Он один виновник падения человека (Быт. 3, 1 — 6; 13,
24; 2 Кор. И, 3). Он виновник всех наших искушений (1 Кор. 7, 5; 1 Фее. 3, 5).
Чтобы лучше обманывать людей, он принимает вид ангела света (2 Кор. 11, 14).

Спаситель мира отразил все искушения сатаны. Он поразил его в голову (Быт. 3,
15) и разрушил все его хитросплетенные дела и все его сатанинские планы (1
Иоан. 3, 8). Ап. Павел, взирая на победу Христа, мог воскликнуть: «Смерть! где
твое жало? Ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55). Сатана знает, что царству его
придет конец (Откр. 20, 10 и 14). И чем ближе его конец, тем разъяреннее его
действия, тем искуснее он направляет свои раскаленные стрелы, чтобы поразить
каждого верующего, искренне любящего Господа, чтобы лишить его радости и
благодати (Ефес. 6, 16). Подобно опытному полководцу, он изучает слабые стороны
крепости души нашей, чтобы обрушиться на нее всей силой ада. Раскаленные стрелы
бросались внутрь крепости с целью зажечь город изнутри, чтобы открылись его
ворота. Так диавол искусно старается забросить в душу человека раскаленные
стрелы сомнения, гордости, клеветы, соблазна и другие средства, отвлекая наш
взор веры от Голгофского креста; он шепчет нам о нашей слабости, недостатках,
недостоинстве быть детьми Божиими и наследниками Царствия Его, полученного
через веру как дар свыше. Но не будем взирать на изменчивость наших чувств.
Будем стоять в вере твердо. Не будем полагаться на свои чувства. Будем
опираться на верные обетования Божий. Чувства могут изменяться, как волны,
ветром поднимаемые и развеваемые, даже от внешних обстоятельств, как, например,
от болезни, плохого сна и т. п. (Иак. 1, 6).

Будем беречь себя от стрел гордости, самоуверенности, от своего собственного
достоинства в деле спасения, от честолюбивых намерений и целей, от раскаленных
стрел ненависти, злобы, зависти, клеветы, разделения, вражды. Не будем
стремиться видеть в другом только плохое. Будем хранить себя от лжи и неправды.
Будем помнить, что диавол — отец лжи, а ложь — это самый распространенный грех
в мире. Привыкая ко лжи, мы скоро станем лицемерами.

Слово Божие говорит: «Бодрствуйте… противостойте ему твердою верою» (1 Петр.
5, 8 — 9); «Противостаньте диаволу и убежит от вас» (Иак. 4, 7).

Вторым врагом христианина являются соблазны и греха мира. Христианин живет в
этом мире. Как он должен относиться к нему? Спаситель молился: «Не молю, чтобы
Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ев. Иоан. 17, 15). Наше
отношение к миру должно быть двоякое: мы должны видеть в нем и доброе и злое.
Нельзя надевать черные очки и видеть все окружающее в темных красках. Будучи
здравыми, мы должны видеть и многое прекрасное в этом мире. Зачем зарывать себя
в землю, когда сияет яркое солнце; зачем закрывать глаза от восхищения и
внутреннего удовлетворения, когда мы смотрим на небо, солнце, бесчисленные
звезды, на леса, моря и горы, на чудесные нивы, поляны, усеянные разноцветными
цветами (Пс. 18, 17; Ис. 40, 26). «Взгляните на птиц небесных», «Посмотрите на
полевые лилии» (Ев. Матф. 6, 26, 28). Наслаждайтесь и славьте Бога! Бог дарует
людям прекрасные таланты музыки, поэзии, искусства, изобретения, великие
достижения науки, техники — для добра, для облегчения жизни на земле. В мире
немало светлых умов и сердец, стремящихся к добру, к миру, к благоденствию;
людей, борющихся против войн, неравенства, угнетения, рабства, нищеты и голода.
Мы не можем не видеть этого и должны приветствовать и поддерживать все
стремления, мероприятия, служащие ко благу всех людей в мире. Мы верим, что все
доброе исходит от Бога.

С другой стороны, мы знаем, что в мире царствует грех. Почему столько злобы,
коварства, ненависти? Почему Божий создания преисполнены таких ужасных пороков
и зла? Почему существуют войны, насилие и всякая жестокость? Почему распадаются
семьи? Почему столько болезней, несчастья и горя?

Библия говорит, что первый человек не был пещерным, диким лесным существом.
Адам был создан совершенным человеком, с развитыми в полноте духовными и
физическими способностями. Бог создал мир как совершенное целое. Он создал его
прекрасным, полным гармонии и красоты — мир совершенный, полный блаженства и
счастья. По нем тоскуют все люди, стремясь найти его вновь.

Адам должен был стать владыкой мира, управляющим им по Божьему изволению. Бог
наградил его самым драгоценным даром — свободной волей, свободой выбора добра
или зла, свободой повиноваться Богу или нет, сделать себя и свое потомство
счастливым или несчастным. Адам был наделен душой и разумом. От него зависело
благополучие дальнейшего рода. Перед ним лежала еще никем не написанная история
человечества, — он должен был написать ее первую главу. Бог ждал, какой выбор
сделает Его чадо. Адам мог стать чистым и благодатным источником или мутным
потоком, несущим человечеству тлетворные начала.

Первые страницы Библии говорят нам о падении Адама и о последствии его греха.
Нельзя упрекать Бога в падении Адама. Вина лежит на Адаме, который предпочел
слушаться искусителя более, чем Бога. Разве мы можем винить законодателей и
законы, если мы избираем путь преступления?

Может ли человечество само изменить положение? Во все времена человечество
стремилось различными мерами изменить течение своей греховной жизни и вернуть
утерянный рай. Оно прилагает все старание, чтобы сделать жизнь прекраснее,
нравственнее, чище, но сила греха весьма велика, и человек вновь и вновь
порабощается этой страшной силой. Слово Божие говорит, что человек духовно
мертв по преступлениям и грехам своим, и он плывет по течению, «по обычаю мира
сего», исполняя желания своей греховной плоти.

Но Бог в милосердии Своем послал Спасителя мира, чтобы вывести человечество из
тупика греховной жизни. Приняв на себя правосудие Божие, Он прощает грешника,
оживотворяет его, воскрешает силой Своей благодати для борьбы с грехом и победы
над ним (Ефес. 2, 1_б). Живя на земле, христианин стремится жить в мире со
всеми людьми (Евр. 12, 14; Римл. 12, 18). Христианин любит жизнь и хочет видеть
добрые дни для себя, для семьи своей и для своего народа (1 Петр. 3, 10). Но,
как воин Христа, он не забывает, что живет в мире соблазна и греха и что он
должен бодрствовать для отражения всякого рода зла и греха.

Апостол Иоанн, призывая верующих «не любить мира, ни того, что в мире», имел в
виду не что иное, как грех; он пишет: «Ибо все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2,
15 — 16). Этого мы не должны забывать. Можем ли мы считать грехом и может ли
быть для верующего препятствием в его святой жизни, например, любовь к Родине,
к людям; участие в облегчении страданий людей, борьба за мир; повседневный
труд, забота о жилище, одежде, пище, обеспечении семьи и т. д. (1 Тим. 5,8).
Ища прежде всего Царствия Божия, мы помним, что Господь скорый Помощник в бедах
и нуждах нашей обыденной жизни.

Зарабатывать трудом нужно, но не должно быть алчности, любви к деньгам, чтобы
они не стали нашим идолом. Забота необходима, но не должно себя отягощать
заботами. Во всем добром, прекрасном, что служит к миру, благоденствию,
процветанию страны и жизни, христианин должен быть первым, верным и честным
участником. В такой общественной добродетельной деятельности христианин призван
быть солью и светом. Участвуя в полезном, христианин отказывается от участия в
тех делах, которые являются нечестивыми (Пс. 1, 1).

Все эти греховные искушения должны быть побеждены. Во всех случаях жизни
должен стоять перед нами вопрос: какого действия хочет от меня мой Учитель
Христос в данном случае? Могу ли я ожидать на мое дело благословение от Него?
Как бы Сам Господь поступил на моем месте?

Слово Божие говорит: «Все, что не по вере, грех» (Римл. 14, 23). Мы никогда не
должны делать того, в чем мы совершенно и ясно не уверены. Если что-то
беспокоит и тревожит нас, то лучше этого не делать. Находясь в мире, мы должны
себя чувствовать отделенными для Христа и посвященными Ему, и не должны
прикасаться к нечистому (2. Кор. 6, 17).

Третий враг христианина — похоть плоти. Библия свидетельствует, что в день
возрождения Бог прощает грешника и создает в нем нового внутреннего человека, с
новым сердцем и новым духом: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5, 17).
Этот новый внутренний человек находит удовольствие в законе Божием. Он
стремится к общению с Богом и ко всему святому. В то же время наш внешний
ветхий человек, наша старая природа, со всей своей испорченностью,
противодействует духу, и в нас происходит постоянная брань между духом и
плотью. (Римл. 7, 22 — 23; Ефес. 4, 22; Кол. 3, 9 — 10). Испытывая в себе
жестокую борьбу, апостол Павел должен был воскликнуть: «Бедный я человек! Кто
избавит меня от сего тела смерти?» (Римл. 7, 24); «Ибо плоть желает противного
духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то
делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 17).

Невозрожденный человек не знает этой борьбы. Возрожденный человек ненавидит
грех, и если впадает в него, терзается, скорбит и мучается, пока не будет вновь
восстановлен и очищен Кровью Христа. Пока мы живем в нашем смертном теле, мы
имеем сильного врага, который, подобно неразорвавшейся мине, готов в любой
момент нашего не бодрствования взорваться и натворить немало бед. Господь сверг
с престола нашего сердца сатану, но плотское еще остается в нас. Дерево
срублено, но корни остались, и новые ветви греха могут еще вырастать из корня
старого срубленного дерева.

В Ветхом Завете говорится, что после смерти Саула была продолжительная распря
между домом Саула и Давида. Давид все более и более усиливался, а дом Саулов
более и более ослабевал (2 Цар. 3,1).

Печальная жизнь Саула известна нам: начавши духом, он кончил плотью. Отдавшись
греху, он все глубже и глубже опускался в него, подобно путнику, попавшему в
трясину болота.

Борьба Саула с Давидом может послужить нам примером борьбы плоти против духа.
Саул, гордый, самолюбивый, удалившийся от Господа, воинствует против Давида
своим плотским умом, плотскими средствами. Давид — мудрый правитель,
первосвященник в молитве, певец Божьего народа, бедный духом, в смирении
взывающий к Богу и с упованием ожидающий помощи свыше.

После смерти Саула оставались две враждующие партии. Хотя Саул погиб страшной
смертью, дом Саула еще оставался, чтобы продолжать борьбу с Давидом. Христос
спас нас, сверг с престола сердца нашего сатану, раздавил голову древнего змия,
но греховная плоть с ее вожделениями осталась в нас и борьба продолжается.

Люди думают, что верующие должны быть подобны ангелам безгрешным, да и мы тоже
желали бы этого; но, увы, мы и после нашего обращения все вновь и вновь
чувствуем в себе силу греха. Мы испытываем всевозможные искушения и соблазны.
Грех старается проявить себя в наших словах, в нашем характере, в наших
действиях. Саула нет, но дом его жив. Но дому Саула противостоит дом Давида.
Давид воинствует не один: он окружен семьей, родными и друзьями,
поддерживающими его. Так и христианин имеет свою церковь, своих близких друзей,
поддерживающих его в его продолжительной духовной борьбе. Саул остается Саулом;
не будем думать, что он заснул, покорился, что он не поднимется более .против
нас, и не будем клясться, подобно Давиду, в сохранении его потомства (1 Цар.
24, 22). Не будем думать, что мы сможем исправить дом Саула, то есть улучшить
свою плоть. Плоть остается плотью. Дайте тигру поголодать, а затем освободите
его, и он покажет свои страшные зубы. Остается один путь — умертвить его, или
быть умерщвленным им: «Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом
умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Р|»мл. 8, 13); «ветхий наш человек
распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть рабами
греху. Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе,
Господе нашем; да не царствует грех в смертном нашем теле» (Римл. 6, 11 — 12).
«Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал» (2
Цар. 3, 1). «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним»
(2 Цар. 5, 10). Чем больше крепнет в нас новый человек, тем слабее становится
наш старый человек, и наоборот. Среди верующих иногда появляются учителя с
учением о возможности достижения полного совершенства на земле. Некоторые
дерзают говорить о себе, что они достигли совершенства. Но может ли в нас
совсем умереть ветхий человек? Пока мы живем в нашем смертном теле, ветхий Адам
всегда будет жить в нас. В любое время он может проявить себя. Мы станем
совершенными только тогда, когда будем подобны Христу, Который «уничиженное
тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою,
которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3, 21).

Христианин, вступая на брань с вышеуказанными противниками, побеждает успешно
только при условии, если он одет во всеоружие Божие. Не будем играть с грехом,
но будем воинами, сражающимися с ним. Посвятим себя целиком Христу и слову
благодати Его. Будем исполняться Духом, и пусть тело наше будет храмом Духа
Святого. Будем помнить, что только «побеждающий будет вкушать сокровенную
манну» (Откр. 2, 17); что только «побеждающий облечется в белые одежды» и имя
его не будет изглажено из книги жизни (Откр. 3, 5).

(А. И. Мицкевич Братский Вестник №3 1966 г.)