Христианские журналы
Догматика
07.07.2009 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 8147
«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5,
24).
Когда речь идет о благочестивом хождении перед Богом, то перед нами предстают
многие праведные мужи Божий, и среди них замечательная личность Ветхого Завета
— Енох, сын Иареда.
Свыше трехсот лет жил на земле Енох, призывая людей допотопного мира и
покаянию и возвещая им о грядущих судах Господних.
В Новом Завете мы имеем такое свидетельство о нем: «О них пророчествовал и
Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов
Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех
делах» (Иуды 14-15).
Для нас, христиан последнего времени, полезно изучить жизнь Еноха и
обстоятельства, в которых жил этот человек веры. Период времени, в котором жил
Енох, Священное Писание характеризует так: «…Велико развращение людей на
земле… все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» (Быт. 6, 5).
Несмотря на такое окружение, Енох сохранил чистоту своей души и «получил
свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11, 5), и о нем не сказано, что он умер,
как это было со многими мужами до и после него, но сказано: «Не стало его,
потому что Бог взял его».
В свое время Бог, явившись Аврааму, сказал: «Я Бог всемогущий; ходи предо Мною
и будь непорочен» (Быт. 17, 1). Однако есть немало верующих людей, которые
лицемерно, неискренно служат Господу. О таковых сказано: «Этот народ
приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его
далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей
человеческих» (Ис. 29, 13). У искреннего же христианина, ходящего перед Богом,
нет фальши, ибо он служит Господу, верит Ему, исполняет волю Его. Его
богобоязненная жизнь есть следствие его внутреннего состояния возрожденного
человека. Каков он в доме молитвы, такой он и дома, какой он на кафедре, таков
он и в обыденной своей жизни. Он не играет роль христианина, а является таковым
по существу.
Верующий человек, ходящий перед Богом, сознает, что через искупительную жертву
Христа он не только спасен, но и усыновлен (Ефес. 1, 5). Находясь в этом мире,
он не бежит от мира, но сохраняет себя от зла (Иоан. 17, 15). Ходящий перед
Богом всегда дает себе ясный отчет, что Господь видит его во всех
обстоятельствах жизни (Быт. 16, 15), что «очи Господа обозревают всю землю,
чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16, 9).
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих. С престола, на
котором восседает. Он призирает на всех живущих на земле: Он создал сердца всех
их и вникает во все дела их» (Пс. 32, 13-15).
Как приятно сознавать, что Господь видит всех и вникает во все дела народа
Своего! Он видит нас, когда мы в радости, и наш путь идет по злачным пажитям.
Он видит каждого из нас, когда путь наш идет долиной смертной тени или долиною
плача; когда ладья нашей жизни скользит по тихим водам житейского моря или
когда она находится среди бурных волн. Он спешит на помощь всем уповающим на
Него, как Он поспешил на помощь Своим ученикам во время их плавания по морю. Об
этом мы читаем: «Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел
их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же
четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю… И тотчас заговорил с ними и
сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку; и ветер утих»
(Марк. 6, 47-51).
Здесь, на земле, каждый из живущих ищет себе друзей. В трудное для нас время,
в период особых переживаний друг дорог сердечным советом своим (Пр. 27, 9). Но
не всегда даже самый близкий друг может разделить нашу скорбь, не все советы
наших друзей помогают нам. Когда человеку предстоит переходить реку смерти,
тогда никакие советы не помогут. Но тот, кто в земной жизни ходит с Ним, тот и
реку смерти будет переходить с Ним. Когда Господь отзывал от земли Д. Л. Муди,
то последний тихо проговорил: «Земля проходит, небо открывается предо мной…
Это прекрасно! Если это смерть, то она сладка! Бог призывает меня. Это мой
триумф; это день моей коронации!.. Как чудно!»
Всякий верующий в Иисуса Христа знает, «что когда земной наш дом разрушится,
мы имеет от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1);
и мы рассматриваем смерть не как конец всего, а как начало вечной жизни.
Псалмопевец восклицает: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла,
потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22,
4). «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых», — говорит он в другом
месте (Пс. 114). Всякий, ходящий перед Богом, стремится посещать богослужения.
Христианин, не посещающий регулярно собрания, постепенно охладевает и слабеет
духовно. Имея в виду эту опасность, Писание призывает нас: «Не будем оставлять
собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10, 25). Христианин
нуждается в постоянном освежающем нашу духовную жизнь действии Духа Святого.
Имея общение с детьми Божиими, верующий человек получает духовное подкрепление.
Церковь есть духовная семья. В ней чадо Божие возрастает, утешается и
приготовляется для вечности. Христианин, стоящий в стороне от поместной церкви,
остается без такой благословенной помощи, какую дает тесное общение детей
Божиих.
Церковь должна видеть нас ходящими перед Богом в нашем служении, в чем бы оно
ни выражалось. И только при этом условии верующий человек может с уверенностью
говорить: «Я знаю, разделю с ней (с церковью) славу я Твою, с ней буду петь я
пред Тобою спасенною душой» (Сборник духовных песен, № 295).
Верующий человек призван ходить перед Богом в своей семье. «Буду ходить в
непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100, 2). Наше христианство
должно подтверждаться и в наших семьях; хорошо устроенные семьи являются
залогом здорового человеческого общества. Говоря о хождении пред Богом в семье,
нельзя не упомянуть о домашнем алтаре, то есть о времени, когда члены семьи
собираются для совместного чтения Священного Писания и общей молитвы. Такое
поклонение Богу приносит обильное благословение. Нет ничего другого, что так
развивало бы и углубляло благоговение, вселяло бы святой страх Божий,
возгревало любовь к Богу и изглаживало бы разногласия и трудности, как домашний
алтарь. Трудно бывает найти времени для совместной молитвы, но лучше
пожертвовать остальным, а необходимое для молитвы время все же найти. Плоды
общей молитвы безмерно вознаграждают верующего. Всякий христианский дом,
имеющий алтарь, будет стоять непоколебимо, и ничто не сможет его расшатать или
развалить.
Верующий человек должен ходить перед лицом Бога, где бы он ни находился — в
благоприятных или в трудных обстоятельствах. Иосиф, будучи на чужбине, в доме
Потифара, ходил перед лицом Божьим — «и был Господь с Иосифом» (Быт. 39, 2).
Человек, ходящий перед Богом, имеет величайшее в мире преимущество личного
живого общения с Богом. Основанием для этого является Голгофа, ибо там, на
кресте, жертвою Своею Спаситель открыл нам небо. «Итак, братия, имея
дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и
живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея
великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с
полною верою» (Евр. 10, 19-22).
«Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия… да
приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и
обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 14-16).
Общение с Богом развивается и углубляется через жизнь, проводимую в постоянной
сосредоточенности на Господе, а также через учение и исследование Слова Божия.
Необходимо отметить, что нельзя иметь общения с Богом и в же время жить во
грехе. Если чадо Божие споткнется и согрешит, общение с Богом прерывается. Но
когда грех исповедан и оставлен, Бог, видя наше сокрушенное и раскаянное
сердце, прощает нас. Таким образом мы снова получаем возможность радостного
общения. «Ее исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нг
грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1, 9). «Скрывающий свои
преступления не будет иметь успеха; а кто сознается оставляет их, тот будет
помилован» (Пр. 28, 13). Общение с Богом верующего человека совершенно
необходимо, и ничто другое замени его не может. Без общения с Ним человек не
имеет радости. Господь желает, чтобы дети Его имели совершенную радость. «Сие
сказал вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна»
(Иоан. 15, 11). Для ходящего перед Богом — молитва, пребывай] в Слове Божием —
источник духовной силы.
Никакой человек не имеет в себе самом нужной силы для побед над грехом, если
он не пребудет в Слове Божием, если не пребудет в общении с Богом. Враг душ
человеческих это знает, а потому старается помешать христианину вести
молитвенную жизнь. Он был бы рад видеть нас делающими что угодно, только не
молящимися. Для всякого христианина общение с Богом необходимо и для принесения
плода в нашей жизни: «Пребудьте во Мне, и Я в вас! Как ветвь не может приносить
плода сама собою, если не будет на лоз так и вы, если не будете во Мне… Ибо
без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 4-5). Ветвь, не соединенная с
лозой и не берущая от нее жизненных соков, не имеет силы жить. Она бесполезна.
Бесплодна и мертва жизнь у тех, кто не пребывает постоянно общении с Богом. Те
же, кто постоянно пребывает со Христом, I останутся без плодов. Причем чем
больше христианин пребывает общении с Господом, тем больше он приносит добрых
плодов.
Священное Писание призывает нас, последователей Христовых, ходить, не
уклоняясь ни вправо, ни влево от пути Господня. Спасите,/ хочет, чтобы дети Его
«не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения,
по лукавству человеков, г хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все
возвращает в Того, Который есть глава Христос» (Ефес. 4, 14-15). Верующие
призваны ходить в истине и правде. «Отвергнувши ложь, говорите и тину каждый
ближнему своему» (Ефес. 4, 25). О Давиде сказан «Он ходил пред Тобою в истине и
правде» (3 Цар. 3, 6).
Нет большей радости, как если дети Божий ходят в истине (3 Иоан: 3). Если о
Енохе сказано, что он ходил пред Богом, то это значит, 41 он жил непорочно.
Господь призывает всех и каждого из нас: «Ходи предо Мною и будь непорочен»
(Быт. 17, 1).
Дал бы Бог нам сохранить все наше естество: дух, душу и тело «во всей целости
без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фее. 5, 23).
Ходящий перед Богом тверд и мужествен в исполнении порученного ему служения.
«Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизни только бы с радостью
совершить поприще мое и служение, которое принял от Господа Иисуса, проповедать
Евангелие благодати Божией (Деян. Ап. 20, 24) — так заявляет апостол Павел о
себе. Христиани призван спешить и не медлить соблюдать заповеди Божий (Пс. 1Ь
€0).
Боящийся Господа ходит путем мира. Он сохраняет мир с Богом в семье, в церкви
и вообще стремится иметь мир со всеми (Евр. 1,14). Нам никогда не следует
забывать слова Писания: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят
мир» (Иак. 3, 18).
Следует отметить, что тех, которые с искренним и преданным сердцем ходят перед
Богом, Он покоит на злачных пажитях и водит к водам тихим, подкрепляет души их
и направляет на стези правды (Пс. 22, 2-5). Им Он поручает дело Свое подобно
тому, как благочестивому Ною было поручено строить ковчег спасения (Быт. 6,
9-13).
И если мы будем в страхе и трепете перед Богом проходить наше жизненное
поприще, то в конце нашего пути Господь возьмет нас в Свою вечную радость. «И
ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».
Я. К. Духонченк