Христианские журналы
Догматика
10.10.2011 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 21678
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней
свидетельствованы древние.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу
веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» — Евр 11. 1 — 2, 6.
Вера есть могущественная сила Божия, и она является Божиим средством, данным
человеку для спасения от страшного плена греха, диавола и смерти. Без веры
человек никогда не сможет выбраться из страшного рва погибели, куда увлек его
сатана — Ис. 51, 1; Пс. 39, 3.
Вера Божия является великим даром благодати Божией. Вера не есть плод
человеческого ума или усилий. Она не есть простое убеждение в том, что есть
Бог. На земле многие люди убеждены, что существует Бог. Даже среди философов
были признававшие Бога. Но это их убеждение не есть еще вера Божия, спасающая и
ставящая их на путь служения Богу. Это вера умственная, человеческая, мертвая —
Иак. 2, 17. Она не приближает человека к Богу, не де лает его чадом Божиим, а
потому это не Божия вера.
О вере Божией пишет апостол Павел послании к Евреям в 11 главе. Он дает
всестороннюю характеристику веры, ясно и убедительно показывая на примерах
подвижников и героев веры, мужей Божиих древности, ее изумительные качества, и
тем самым поучая Церковь Христову, как веровать и как вера Божия применяется в
жизни.
Вера Божия, повторяем, — это великий дар Всевышнего людям — Рим. 10, 9 — 10.
Она есть плод Духа Ею — Гал. 5, 22 — и рождается в сердце человека через
слышание Слова Божия, как написано в послании к Римлянам 10, 17: «Вера от
слышания, а слышание от Слова Божия». Слово же Божие — это Сам Иисус Христос —
Ин. 1, 1 — 4; От. 19, 13. Он обитает в неприступном свете в славе небес, и Его
никто из человеков не видел и видеть не может — 1 Тим. 6, 15 — 16; Ин. 1, 18.
Ибо человек не может видеть Бога и остаться в живых — Исх. 33, 20. Когда
прославленный Господь Иисус Христос явился к Иоанну на острове Патмосе в блеске
Своей славы, то Иоанн пал к ногам Его, как мертвый — От. 1, 17. Падшая
человеческая природа не может лицезреть все-святого Бога и вынести силу
неприступного света Его. А слава Его есть «огонь поядающий» — Исх, 24, 17; Вт.
4, 24; Пс. 49, 3.
По этой причине Бог явил Себя людям во Христе Иисусе, пришедшем на землю во
плоти — 1 Тим. 3, 16; Ин. 1, 14. Сего-то «Сына Человеческого» и Сына Божия
апостолы и ученики видели, слышали, осязали своими руками — 1 Ин. 1, 1 — 2 — и
засвидетельствовали о Нем всем людям в евангельских повествованиях и посланиях
церквам.
Церковь Христова последующих веков не видит Христа во плоти, но мы верим в
Него через Слово Его, как и апостол Петр в 1-ом послании 1, 8 пишет: «Которого
не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь
радостью неизреченною и преславною». И это блаженно! — Ин. 20, 29. Подобно
Моисею Церковь Христова, «как бы видя Невидимого», остается тверда. И наша вера
в Бога невидимого дает видимые, духовные плоды: это наша зримая для всех жизнь
в Боге.
«Уверенность в невидимом» означает также и то, что мы верим в существование
невидимых, но реально существующих:
— бессмертной души и жизни веч ной — Ин. 11, 25 — 26;
— высшего небесного духовного мира — Бога и ангелов — служебных духов — Евр.
1, 14;
— небесных обителей и небесного «города Иерусалима», которые Бог при готовил
любящим Его — Ин. 14, 1 — 3; От. 21, 10;
— небесных сокровищ, которые Бог обещал тем, кто ради Него почел на земле все
тщетою — Мф. 6, 19 — 21; 1 Кор. 2, 9 — 10.
При этом мы не только верим в существование мира невидимого, но стремимся к
нему и подвизаемся за него! Мы доверяемся невидимому Богу на столько, что наша
вера, доверие становятся уверенностью в непреложном исполнении Его обетовании.
Отсюда становится понятным и вторая
сторона веры: «Вера есть осуществление ожидаемого». Именно вера Божия есть та
духовная сила, которая осуществляет, точнее, исполняет ожидаемое. По словам
апостола Павла в Рим. 4, 17 вера «называет несуществующее, как существующее».
Посредством веры мы получаем от Бога обилие благодати Божией, явленной во
Христе Иисусе, и полноту драгоценных обетовании, через которые при общаемся к
Божескому естеству. Вера делает нас обладателями всех невидимых духовных благ,
которые Бог в Своей премудрости приготовил человеку.
Божия вера сначала верит, а потом видит плоды веры. Священное Писание
провозглашает наперед то, что обязательно будет осуществлено, ибо имеет
гарантию в лице невидимого, вечно живущего всесильного Бога.
Христос у гроба Лазаря — Ин. 11, 40 — 44 — сперва возблагодарил Небесного Отца
за то, что Он услышал Его, а затем повелел Лазарю выйти из могилы.
Так поступил в Ветхом Завете Авраам, который поверил словам Божиим, и это
вменилось ему в праведность — Быт. 15, 5 — 6.
Это Божий принцип — наперед, до совершения события поверить и возблагодарить
Господа, как за уже исполнившееся — Рим. 4, 16 — 17, 23. В книге Откровения 11,
15 провозглашается наступление Царствия Божия на земле, хотя еще три с
половиной года будет царствовать антихрист в сильной ярости. Но вера Божия уже
видит конец зла и торжество истины.
Вере Божией учил Христос Своих учеников. Верой жила первоапостольская церковь.
Такую веру Господь хочет найти на земле, когда вновь придет — Лк. 18, 8. Вера в
обетования Божий является главной, ведущей силой в жизни христиан.
Возрожденный человек доверяет Богу и все получает от Него. По вере в
голгофскую жертву Сына Божия мы получаем вечное спасение и силу жить жизнью
воскресения, нести свой крест, идя по следам Христа. Верою мы получаем силу
переносить все испытания и искушения этого мира. Вера преодолевает все преграды
на пути к вечности. Вера одерживает полную победу, дарованную во Христе.
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» — 1
Кор. 15, 57.
«Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим» — Евр. 11, 3.
Священное Писание со всею ясностью открывает удивительное качество веры
Божией, как инструмента познания. Казалось бы, самым верным и самым надежным
средством познания мироустроения и явлений духовного порядка является пытливый,
исследующий ум человека, его способность проникать в суть вещей, но Писание
утверждает другое: «Верою познаем!»
Именно вера Божия есть могучее средство познания. Верою в Боге мы «обогатились
всем, всяким словом и всяким познанием» — 1 Кор. 1, 4 — 5, прежде духовного, а
затем материального мира.
Проходят века, поколения сменяют поколения, а наука ценой огромных усилий
смогла только отчасти проникнуть в тайны Вселенной и приоткрыть не которые
законы мира. Ее возможности ограничены. И то, что не поддается исследованию,
наука облекает в гипотезы, превращаясь в «лжеименное знание и негодное
пустословие» — 1 Тим. 6, 20.
Слово Божие говорит, что средством истинного познания всех вещей в мире
является вера Божия, которая через откровение свыше, от Духа Святого, дает
разуму человека истинный свет и пони мание всего происходящего. В 1 Ин. 5, 20
читаем: «Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем Бога истинного и
да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь
вечная».
Самая передовая, самая вооруженная наука со всеми ее достижениями и открытиями
не смогла найти ответа на главные, жгучие вопросы, волнующие человечество:
откуда появился человек? что есть человек? и куда он идет?
Наука не дала ответ и на второй важный вопрос: что такое жизнь и что та кое
смерть? Одним словом, все существенное для науки темно, и она бес сильна
ответить на эти вопросы.
Существующие в науке ответы на все эти вопросы представляют собой теории,
гипотезы, предположения, не могущие удовлетворить ни пытливый разум, ни
жаждущую душу. Эти теории постоянно сменяют одна другую, а научного ответа как
не было, так и нет — 2 Кор. 4, 3 — 4.
«Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» — 1 Кор. 8, 3. Любовь к Богу
открывает человеку знание, которое превосходит высочайшие познания этого мира.
Поэтому самое глубокое познание имеют христиане, дети Божий. Свет познания
изливается от Бога в сердца верующих через веру, которая есть средство
истинного познания всего видимо го и невидимого.
Верою мы познаем, что «веки», или материальные миры, «устроены словом Божиим».
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» — Пс. 32,
6.
Слово Божие — это предвечный Сын Божий Иисус Христос, Творец всего видимого и
невидимого — Кол. 1, 16 — 17. Он положил начало всему — От. 3, 14. Сын Божий
произнес Свое божественное, властное, всемогущее слово, — и появились целые
миры во Вселенной. Книга Бытие открывает, как словом Божиим был сотворен наш
мир: «И сказал Бог: да будет!» И появилась наша Солнечная система, а в ней —
Земля, Солнце и Луна. На Земле — растительный и животный мир и венец творения —
человек. Все это «устроено словом Божиим», приведено в дивную гармонию и
порядок, подчинено определенным законам. Слово Божие — творческое слово; оно
совершает то, что угодно Богу, и на что Господь его определил — Ис. 55, 10 — 11.
Слово Божие — это Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, открывающее
людям истину. Из него мы узнаем, как и откуда и для чего появился человек? что
такое жизнь? Слово Божие дает исчерпывающие ответы на все эти вопросы,
волнующие человека. И никто не может опровергнуть эти истины.
«Верою познаем, что из невидимого произошло видимое».
Весь видимый мир произошел из не видимой сущности Бога Отца. Сперва был
сотворен невидимый мир духов — ангелов, служителей Божиих. Затем по явилась
Вселенная, в том числе и наша Земля, на которой был помещен человек высшее
творение Божие. И все это мы познаем из Слова Божия верою через откровение Духа
Святого. Без веры невозможно познать происхожде ние мира.
Вера есть духовное средство познания. Верой просвещается и освобождается от
слепоты духовной разум и становится могучим средством познания Бога и
созданного Им мира.
Если читать Библию с верой, тогда нам открывается прежде всего всемогущий,
вечный, бессмертный Бог, Который есть источник жизни и Первопричина всего. Бог
безначален и бесконечен, Он есть Творец и Создатель всего и Промыслитель,
Который премудро устроил Вселенную, мир великих небесных тел и мир мельчайших
частиц.
Писание говорит, что от «Невидимого» вечносущего Бога произошло все «видимое».
Слово Божие открывает, что «Бог есть дух» — Ин, 4, 24. Бог сокровенный, тайный
— Ис. 45, 15. Его естество невидимо физическому глазу человека — Ин. 1, 18; 1
Тим. 6, 13 — 16; Исх. 33, 20. Бесплодны были попытки людей мира сего увидеть
Бога физическими очами, ибо Он открывается только «чистым сердцем» — Мф. 5, 8.
Невидимый Бог видим верою, то есть духовными очами! Он виден в творении через
его внимательное и осмысленное рассматривание, как и написано: «Ибо невидимое
Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений
видимы» — Рим. 1, 18 — 20.
Исследуя окружающий нас материальный мир, так дивно устроенный, мы за видимым
творением познаем не видимого Творца во всем Его величии, силе, красоте и
благолепии. Ибо если творение столь прекрасно и возвышенно, то насколько
славнее Творец всего — Бог. Только безрассудство толкает чело века говорить,
что Бога нет — Пс. 13, 1.
Невидимый Бог явлен в Христе Иисусе, виден в вечно живом Евангелии. Невидимый
Бог явил Себя миру видимым образом через приход в мир Сына Божия во плоти.
Человек грешный не мог подняться до Бога, чтобы созерцать Его. Тогда Бог
вочеловечился, чтобы падшее человечество поднять на высоту небес, воцарить его
над Вселенной и
одарить вечным блаженством. Это величайшая из тайн бытия, непостижимая тайна
благочестия, глубину и величие которой мы постигнем только в вечности и перед
которой в благоговейном смирении и трепете преклоняем свои сердца.
Только люди, осуетившиеся в умствованиях своих и заменившие истину Божию ложью
— Рим. 1, 21 — 25, вся чески противятся признать Бога Творцом Вселенной.
О том, что Земля имеет форму шара и что материя состоит из мельчайших частичек
— атомов и молекул, очень ясно было сказано в Библии за много тысячелетий до
открытий науки — Пр. 8, 26 — 27; Ис. 40, 22; Иов. 22, 14 и другие.
«Ибо все из Него, Им и к Нему» — Рим. И, 36. Все сотворено Творцом для радости
и блага человека — Пр. 8, 30 — 31.
Удивителен тот факт, что «видимое», произошедшее из «невидимого», приведено в
стройную гармонию, в прекрасно устроенный мир. Бог Творец расположил все в
дивном порядке и привел тела в непрерывное движение. Создав мир великих планет,
звезд и галактик, Бог Творец расположил их в спирале видном непрерывном и
точном движении так, что они возвещают о Его вели чии, славе и красоте.
Созданный Богом мир настолько величествен, чудесен и прекрасен, что сам
возвещает о своем Творце — Пс. 18, 2 — 7. Если «глина» в руках Божиих так
прекрасна — Ис. 64, 8; Иер. 18, 6, то Каков же ее Творец?
Не менее прекрасен и созданный Богом мир молекул и атомов, невидимых простому
глазу, которые в веществе находятся в чудесных соединениях и в непрерывном
движении, свидетельствуя о великой премудрости своего Создателя, Который сказал
о Себе: «Се, творю все новое» — От. 21, 5. Бог есть Творец нового, и в творении
нового Он бесконечен, и это новое беспредельно в своем развитии. Открывая и
созерцая величайшие тайны премудрости Творца, многие ученые мужи преклонялись в
благоговении перед Его высочайшей мудростью и величием и воздали Ему подобающую
славу.
Духовное познание, познание истины приходит через веру, как откровение свыше.
Дух Святой открывает Слово Божие, которое воспринимается нами верой. Невозможно
любить Бога, не имея веры в Него. Надлежит раньше поверить, а затем полюбить
Его. Вера в Бога побуждает нас любить Его, а любовь к Нему дает познание о Нем.
Верою мы постигаем духовные истины и смысл всех вещей в мире, научаемся
различать, что добро и что зло; отвергать и побеждать зло — Евр. 5, 14. Вера
открывает наши внутренние очи, чтобы мы могли видеть действия Божий, и
внутренние уши, чтобы могли слышать голос Божий. Вера утверждается не на
мудрости человеческой, но на Слове Божием, на «явлении духа и силы» — 1 Кор. 2,
4 — 5.
Вера — это сила Божия, проявленная в Духе Святом. Она обогащает души и
связывает врага душ человеческих — Мф. 18, 18; 12, 29; Еф. 16, 19.
Верить — это значит открыть сердце Богу и Его Слову и безусловно довериться
Его обетованиям — Пс. 32, 4. В этом смысле постоянное устремление нашего взора
на Господа и есть вера Божия — Пс. 120. Только имея такую веру, мы можем
угодить Богу.
«Имейте веру Божию» — это повеление Господа истинным чадам Его.
В. Я. Канатуш
(Братский вестник №5 1990 г.)