Не я ли, Господи?

Христианские журналы
Догматика
28.07.2010 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 8624

«Не я ли, Господи?» Мф. 26, 22

Читающим Священное Писание известен тот памятный вечер, когда Спаситель
уединился со Своими учениками для совершения заповеданной через Моисея Пасхи.
Комната, в которой они собрались, была большая, устланная, приготовленная к
встрече праздника. В определенный час они начали вкушать пасхального агнца. И
вот во время праздничной вечери Христос сообщил Своим ученикам печальную весть:
«Один из вас предаст Меня». Эти слова, точно громом, поразили празднично
настроенных учеников. Печаль наполнила их сердца. Одна мысль сверлила их
сознание: кто это? о ком из них сказал Учитель? Ведь на вечерю собрался тесный
круг друзей. Не было посторонних. Все они хорошо знают друг друга. Кто же из
них сделает такое зло? Никто не имел основания подозревать другого. Воцарилась
мучительная тишина. И тут один из учеников робко спросил Спасителя: «Не я ли,
Господи?» При этом все присутствующие углубились в размышления. Каждый думал о
себе, ожидая ответа Господа, но Он молчал. Тогда все они, в том числе и Иуда,
задали Ему тот же вопрос: «Не я ли, Равви»

Таким образом, в тот последний перед страданиями и смертью Христа вечер, были
испытаны любовь и преданность учеников к Нему.

Представим, что Господь присутствует среди нас. Вот Он обводит взором сидящих
и говорит: «Один из вас предаст Меня». И какие же чувства при этом наполнят
наше сердце? Как мы отреагируем на эти слова? Может быть, мы начнем смотреть
вокруг, ища подозрительного человека, и, увидев того, к кому мы не расположены,
подумаем: «это он». Возможно, мы готовы доказывать свое мнение, даже
пререкаться друг с другом, но присутствие Христа сдерживает нас и заставляет
хорошенько подумать и не спешить с выводами — Ин. 7, 24; 1 Кор. 4, 5. Нам
свойственно переоценивать свои возможности, и мы готовы заявить вместе с
апостолом Петром: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» — Лк.
22, 33. Нам кажется, что, «если и все соблазнятся о Господе, я никогда не
соблазнюсь» — Мф. 26, 33. Возможно, кто-то думает о себе: «Я много лет служу
Господу и много перенес за имя Его, и верность моя уже доказана Христу». Но ни
наши прежние заслуги, ни продолжительное следование за Христом не являются
мерилом нашей верности Ему.

Ученики Христа избрали правильный путь самоиспытания. Они не стали взвешивать
своих братьев или хвалиться своими достоинствами, но каждый смиренно спросил:
«Не я ли, Господи?»

Ныне Христос неизменно пребывает с нами в Духе Святом: «Ибо где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них» — Мф. 18, 20. И к нам обращены слова:
«Да испытывает же себя человек» — 1 Кор. 11, 28. Поэтому мы должны всегда
вникать в себя, особенно перед участием в Вечере Господней. При поверхностном
анализе мы находим все благополучным. Однако апостол Павел сказал о себе: «Хотя
я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» — 1
Кор. 4, 4. Апостолы были уверены в своей преданности Господу, они любили Его,
старались исполнить Его волю, однако понимали, что только Господь — праведный
Судия.

Мы не знаем, что встретит нас в будущем, какие «раскаленные стрелы лукавого»
будут направлены на нас, и сможем ли мы отразить их и выдержать испытание.
Только Господь знает все, и только в Нем наша сила, потому нам не следует быть
самонадеянными, но в смирении нужно предать «путь свой Господу» — Пс. 36, 5.
Будем бодрствовать, постоянно молиться, обращаясь к Нему с просьбой: «Испытай
меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не
на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» — Пс. 138, 23 — 24. Нам
необходимо бояться греха, бояться огорчить Господа. Видя брата или сестру
согрешающими, не будем упрекать их, но будем просить силы у Господа, чтобы
устоять самим. При этом мы должны помнить, что не только предательство Иуды,
отречение Петра и сомнение Фомы являются проявлением неверности Господу, но и
всякий грех и всякое нарушение Его воли. Поэтому вопросим смиренно: «Не я ли,
Господи?»

Почти всегда при неудачах люди ищут виноватых, и когда постигает несчастье, то
говорят, что кто-то согрешил. Бесспорно, грех не способствует успеху. Но беда в
том, что в случае неуспеха мы ищем вину в других, в то время как нам следовало
бы вопросить: «Не я ли, Господи?» Кого виним мы, когда нет успеха в церкви:
пресвитера, диаконов, проповедников? Будем вопрошать: не я ли, Господи? Не я ли
своим недостойным поведением огорчил Тебя и лишил благословения других, нарушил
Твою волю и дал место лукавому? В послании к Ефесянам мы читаем: «Отвергнувши
ложь, говорите истину… Гневаясь, не согрешайте… Кто крал, вперед не кради,
а лучше трудись, делая своими руками полезное… Никакое гнилое слово да не
исходит из уст ваших, а только доброе… И не оскорбляйте Святого Духа Божия…
Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да
будут удалены от вас… И не давайте места диаволу» — Еф. 4, 20 — 32.

Внимательно проверим свое поведение, служение и наши слова. Не противоречат ли
они тому, о чем мы свидетельствуем? Мы должны жить так, как повелевает Господь
в Своем Слове.

Люди, соприкасаясь с нами, видят разницу между нашими словами и делами и могут
с пренебрежением относиться к Церкви, к Слову Божию и, что особенно ужасно, к
Самому Богу. Апостол Павел пишет о том, что верующие подавали повод к тому,
чтобы «язычники хулили Бога» — Рим. 2, 17 — 24. Да сохранит нас от этого
Господь! Да поможет Он нам быть осторожными и предусмотрительными, «чтобы не
дать повода, ищущим повода» — 2 Кор. 11, 12.

Каждый из нас должен вопросить Господа: не я ли являюсь причиной того, что
грешники не обращаются к Тебе? — Мф. 6, 23.

Будем помнить, что наше главное свидетельство не словом, а святой жизнью — Ин.
1, 4. Какова же наша жизнь? Виден ли в ней Христос? Апостол Петр говорит о том,
что наша духовная жизнь должна быть сокровенной и богобоязненной — 1 Пет. 3, 1
— 2, чтобы, увидев наше чистое богобоязненное житие, наши близкие и родные
последовали за Господом.

На самом деле, если наша жизнь не соответствует Священному Писанию, то вряд ли
кто будет внимать нашим словам.

Евангелие говорит о том, что мы должны возводить наше духовное строение на
истинном фундаменте спасения, которым является Иисус Христос — 1 Кор. 3, 10.
Тот, кто строит духовный дом на самоправедности, на уверенности в себе, легко
может впасть в гордыню и сказать: «Я не таков, как прочие люди» — Лк. 18, 11.

При этом важно, из каких материалов мы строим. Истинно возрожденная душа
созидает духовный дом из драгоценных материалов. Если же наша духовная жизнь
слагается из неустойчивых материалов гордости, тщеславия, себялюбия,
самомнения, то мы не устоим в день огненного испытания. Наше строение
разрушится — 2 Фес. 2, 9 — 12.

Возлюбленные! Будем как разумные строители строить из драгоценных камней —
Гал. 5, 22 — 24, тогда наш дом устоит, потому что он «основан на камне».

Продолжая наше самоиспытание, спросим: не я ли, Господи, нахожусь в числе
неразумных дев? — Мф. 25, 3. Мы знаем, что неразумные девы не заботились об
укреплении своего духовного состояния, не наполняли свои сосуды маслом, поэтому
в ночь испытания их светильники погасли.

Мудрые же девы обогащались всяким духовным познанием — 1 Кор. I, 4 — 8. И мы
можем приобресть запас масла: исследованием Слова Божия — И. Нав. 1, 8; Ин. 5,
39; на богослужебных собраниях — Евр. 10, 25; в общении с духовными людьми.

Но нам необходимо постоянно проверять себя, имеем ли мы запас духовных
сокровищ, чтобы в часы тяжелых испытаний, скорбен, одиночества не погас
светильник веры, надежды и любви.

Не я ли, Господи, расточил Твои богатства? — Мф. 12, 30. Величайшим
приобретением Христа является Его Церковь. Он приобрел ее в муках и страданиях
на Голгофском кресте. Господь предвидел, что противник нашего спасения будет
сеять разделения и разномыслия, стараясь тем самым обессилить свидетельство о
Нем. По этой причине Христос молился, чтобы все верующие были едины — Ин. 17,
21. Апостолы также побуждали церкви к единству и заботились об этом — Флп. 2, 1
— 5.

Враг человеческих душ ходит, «как рыкающий лев» и как «ангел света» — 1 Пет.
5, 8; 2 Кор. 11, 14, чтобы погубить или увлечь детей Божиих с истинного пути.
Одним он внушает чувство собственного превосходства и нашептывает им, что
только они имеют свидетельство о возрождении, а другие не имеют его и потому не
спасены. К сожалению, все это не служит прославлению Господа и укреплению
единства в церкви. Таким образом лукавый рвет узы единства.

Необходимо помнить, что Господь нас наделяет Своими дарами не для распрей или
похвалы, но для пользы всех — 1 Кор. 12, 7, — для созидания Церкви. Проверим
себя, не создаем ли мы трудности в церкви? Имея дарование для служения
проповедью или пением, мы должны стремиться прославлять Бога, не ожидая похвалы
ни от кого.

Да благословит нас Господь быть ревнителями единства, ибо Христос пришел,
«чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» — Ин 11, 51 — 52.

Если же в сердцах наших нашла место неприязнь к брату или сестре, и по этой
причине мы не участвуем в Вечере Господней, то мы не собираем, а расточаем. И
если мы поступаем не по Слову Божию, не исполняем Его повеления, то мы снова
предаем Христа на смерть и снова распинаем Его. Поэтому будем стремиться жить
достойно нашего звания и избрания, чтобы через нас прославился Господь, и будем
продолжать исследовать свою жизнь и свое сердце, обращаясь ко Христу: «Не я ли,
Господи, утратил первую любовь?» — От. 2, 4. Возможно, наше служение никем не
порицается, но потеряна ревность в посещении богослужений, нет желания
размышлять на библейские темы, читать Священное Писание, молиться, разделять
скорби других, потому что потеряна «первая любовь».

Господь оценивает по достоинству наше прошлое. «Знаю дела твои, и труд твой, и
терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных… Ты много переносил
и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» — От. 2, 2 — 3.
Но настоящее не всегда удовлетворяет Его. Порой мы находимся на грани полного
охлаждения. Тогда Он призывает нас к покаянию: «Будь ревностен и покайся и
твори прежние дела».

Не я ли, Господи, отношусь к числу сомневающихся? Ин. 20, 24 — 25.

Апостолы с радостью рассказывали о встрече с воскресшим Иисусом Христом.
Печальным оставался только Фома. Он не верил их свидетельству, что распятый
Христос воскрес. «Если… не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», — говорил
он — Ин. 20, 25. Сомневающийся человек доверяет только себе.

Нет ли и среди нас желающих осязать своими тленными перстами живого Бога? Не
все подлежит осязанию. Мы рискуем при этом впасть в заблуждение. Так, Никодим
не мог понять возрождения, размышляя о нем по-человечески: «Как может человек
родиться, будучи стар?» — Ин. 3, 4. Мы можем оказаться в положении Никодима,
если будем пытаться разрешать духовные вопросы плотским умом.

Да поможет нам Господь идти путем веры. Он говорит: «Все возможно верующему»,
верующий «увидит славу Божию» — Мр. 9, 23; Ин. 11, 40.

Не я ли, Господи, нахожусь в числе Твоих недругов? — Евр. 12, 15 — 16.
Кажется, ни один из последователей Христовых не может оказаться в стане Его
противников. Но жизнь показывает, что искусителю удается толкнуть некоторых
христиан на греховный путь. И как печально, что за одно греховное временное
наслаждение человек может отказаться от своего первородства. И в этом случае мы
примыкаем к числу «врагов креста Христова» — Флп. 3, 18 — 19; 2 Тим. 4, 10.

Да сохранит нас Господь от этого и да даст нам силы противостоять всем
искушениям, чтобы имя Его прославлялось, а не бесславилось нами.

Не я ли, Господи, подобен бесплодной смоковнице? Милосердный Господь ожидает
от нас благодатных плодов милосердия, снисхождения и всепрощения — Кол. 3, 12 —
13.

Но очень часто Он не находит у нас этих плодов, и поэтому секира Его
правосудия лежит при корне нашего дерева: «Всякое дерево, не приносящее доброго
плода, срубают и бросают в огонь» — Мф. 3, 10.

Господи! Помоги нам жить плодоносной жизнью во славу Тебе, чтобы нам не
услышать суровые слова осуждения: «Сруби ее» — Лк. 13, 6 — 9.

Не я ли, Господи, закопал свой талант? Многие верующие, которые имеют
дарования для прославления Господа через пение, проповедь, к сожалению, не
используют свои способности. Получив «дары служения», мы должны охотно пускать
их в оборот.

Дорогие служители, пресвитеры, диаконы, проповедники, как мы проявляем заботу
о тех, кто ослабел на пути и изранен грехом? Как мы готовимся к служению словом?

О многом нужно подумать в минуты самоиспытания. В сокрушении будем просить у
Господа прощения за наши упущения, небодрствование. Чтобы достойно носить имя
детей Божиих, мы должны совершать вверенное нам служение перед лицом Господа,
памятуя, что «все открыто перед очами Его: Ему дадим отчет!» — Евр. 4, 13.

Пусть эти размышления над вопросом «Не я ли, Господи?» послужат более
глубокому испытанию самих себя. Будем думать о себе скромно. Будем любить всех
людей, сострадать им, молиться о них, тогда в наших церквах будет больше
взаимопонимания, любви, и это послужит созиданию братского единства.

Да благословит нас в этом Господь!

(Братский Вестник 1985 №2 Н. А. Колесников)