Христианские журналы
Догматика
17.02.2010 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 281
«Сколько ты должен господину моему?» Ев. Луки 16,5.
Во всех хозяйственных учреждениях принято составлять к новому году отчеты за
предшествовавший год с указанием всех приходов и расходов, а также остатка или
прибыли, если таковая есть, или перерасхода, то есть долга. Такой отчет
составляется на основании особых записей в бухгалтерских книгах. Если отчет
показывает остаток, владелец или хозяин — доволен; если же оказывается
перерасход, что обозначает долг кому-то, — хозяин печалится.
В духовном мире существует такая же отчетность, существуют и прибыль, то есть
прирост, и задолженность. Нам очень важно выяснить состояние нашей духовной
отчетности к наступившему новому году: есть ли у нас прирост или задолженность,
и если имеется последняя, то сколько каждый из нас должен господину.
В притче говорится о том, что у одного богатого человека был управитель,
который расточал его имение и у которого он неожиданно потребовал отчет.
Из Слова Божья мы узнаем, что каждый из нас за себя должен дать отчет Богу
(Римл. 14, 12) во всем, что он делал здесь на земле. Это может случиться не
скоро и может произойти сегодня. Поэтому мы должны быть готовы дать отчет во
всякое время. Попытаемся ответить себе на вопрос: каков был бы наш отчет, если
бы Господь потребовал его у нас сегодня?
У некоторых из нас этот отчет записан на страницах сердца, у других — он
совершенно еще не выяснен. Постараемся же хотя в общих чертах составить себе
общее содержание нашего отчета.
Наша великая задолженность
Неправедный управитель застигнут был врасплох. У него не оказалось никаких
действительных ценностей. У него, по-видимому, остался только капитал,
состоявший из долгов разных должников его господина, с которыми он и начал
делать разные сделки.
Если человек в естественном своем состоянии заглянет внутрь себя, то он будет
поражен тем фактом, что он должен своему господину и что этот долг весьма велик.
Из чего состоят наши долги Господину
Когда управитель стал спрашивать должников своего господина, то каждый из них
знал точно, сколько он должен своему господину. Первый сразу сказал: «сто мер
пшеницы». Так и каждый человек должен знать свою задолженность Богу.
Задолженность человека Богу состоит из разных статей.
Первая статья — это долги, состоящие из тех ценностей, которые человек
непосредственно получил от Бога.
Эти ценности трех родов: 1) ценности, связанные с телесной жизнью человека, а
именно: кров, пища, одежда, обувь, здоровье и время; 2) ценности, необходимые
для душевной жизни: любовь отца, матери, друзей; разум, чувство, память, разные
способности и т. п.; 3) ценности, нужные для духовной жизни, как-то: Слово
Божье, наставления, поучения к добру и т. п.; 4) неизмеримая ценность самой
жизни.
Эти долги очень велики и разнообразны. Апостол Павел говорит: «Что ты имеешь,
чего бы не получил?» Из этих слов вытекает, что, в сущности, все, что человек
имеет, есть то, что им получено от Господа, и сверх того — ничего. Этот факт
каждый из нас должен признать. Между тем апостол Павел пишет, что есть такие
люди, которые этого факта не признают: «Если ты получил, что хвалишься, как
будто не получил». Есть много людей, которые признают все имеющееся у них
принадлежащим им самим. Между, тем это прямо противоречит разуму. Как могут
быть собственностью человека его разум и память, время и жизнь, когда он не
только не мог произвести их, но даже и не знает, как они пришли к нему или
вообще возникли. Это все составляет первую статью долгов человека Богу.
Вторая статья — долги, образовавшиеся из ущерба, причиненного имуществу Бога.
Мы знаем из гражданской жизни, что если человек причиняет ущерб имуществу
другого человека, то он подвергается штрафу, который ему необходимо уплатить.
Если мы заглянем в нашу записную книгу, то мы увидим, что долги, происшедшие из
ущерба, причиненного нами имуществу нашего Господина, весьма велики.
Наш Господин построил в сердце нашем храм для Своего обитания. Этот храм
должен был соблюдаться в целости и сохранности. Но что же произошло? Человек
согрешил, и этим самым храм был потрясен и осквернен. Вследствие этого
повреждения Господин уже не может обитать в храме. Ущерб великий, и штраф,
который падает на нашу долю, также весьма велик.
Мы знаем, что если человек опозорит или обесславит имя другого человека, то он
по закону должен возместить ущерб, причиненный ему таким действием.
Человек своим грехопадением обесславил и опорочил преславнейшее имя
Высочайшего Существа. При этом он разбил и разрушил изображение своего
Господина, образ и подобие Его, заложенное в душе человека. Ущерб, причиненный
Господину, неисчислим.
Третья статья. В жизни часто случается, что люди расходуют неправильно
вверенные им суммы и получаются так называемые растраты.
Человек повинен также и в отношении к Богу, как растратчик. Ему дано время для
того, чтобы оно было все посвящено на служение Богу и ближним. В жизни же
значительную часть своего времени человек посвящает самому себе и часто в угоду
своим похотям.
То же самое в отношении сил и способностей. Человек должен был бы отдать их на
служение Тому, Кто их дал ему. Вместо этого он растрачивает их на служение
своим похотям.
Бессилие человека уплатить свои долги
В сущности говоря, сам по себе человек бессилен уплатить свои долги Богу. Он
не имеет ничего, что бы он мог дать Богу взамен полученного.
Да если бы он взял какие-либо предметы и стал бы их давать Богу в уплату своих
долгов, он вскоре бы услышал голос заимодавца: «Слушай… Я буду
свидетельствовать против тебя. Я Бог твой… Не приму тельца из дома твоего, ни
козлов из дворов твоих. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор; знаю
всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не
сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49, 7 — 12).
Этот голос говорит о том, что, что бы человек ни приносил Богу, это все
сотворено Богом и составляет Его собственность. Но невозможно уплачивать
заимодавцу долг его же собственностью.
Путь к освобождению от долгов
Человек не может своими силами выйти из состояния банкротства. Единственный
путь к этому создан и указан Самим Божественным Заимодавцем.
За грехи и долги человека был сделан выкуп на кресте, на Голгофе, и таким
образом люди искуплены были от суетной жизни не тленным серебром или золотом,
но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца ( Петр. 1, 18 —
19). За грех была совершена великая уплата, и ныне всякий верующий в эту уплату
освобождается от всех своих долгов и от наказания за их неуплату. Сын нашего
Господина, Божественного Заимодавца, уплатил наш долг. Какая радость! Какое
счастье!
Как люди относятся к своим долгам
Если бы было объявлено, что есть такой человек, который уплачивает долги всех
должников, которые придут к нему, нет никакого сомнения, что к его дверям стали
бы стекаться толпы народа и просить о желательной уплате.
К сожалению, это не так в духовной жизни. Давно уже объявлено о том, что
Посланник Божий, Спаситель мира, дал и дает выкуп за всех пленников греха, раз
навсегда принесши жертву умилостивления на кресте, на Голгофе. Казалось бы, все
грешники и весь мир должны были бы спешить ко Христу.
На самом же деле это не так. Некоторые действительно приходят и получают
прощение их долгов, но многие этого не делают и по-прежнему остаются
должниками. В этом отношении люди разделяются на разряды.
Разряды должников
Первый разряд должников — это те, кто совершенно не признает за собою никаких
долгов перед Богом. В нашей обычной жизни встречаются люди, которые, получив от
кого-либо деньги в долг, впоследствии совершенно отрицают всякую задолженность.
В отношении таких людей принимаются меры: добываются расписки и всякие
документы и устанавливается факт задолженности.
В духовной жизни такое состояние выражается в том, что человек отрицает, что
существует грех или что он грешник.
Против таких должников мы имеем очень важный документ — Слово Божье, которое
говорит, что все люди согрешили, нет ни одного праведного, и потому все люди —
должники перед Богом. Это утверждение документа подтверждается показаниями
неподкупного свидетеля — совести.
Второй разряд — это те должники, которые признают свой долг, но не желают
платить. Это так называемые злостные должники. Они обыкновенно скрывают или
переводят свои имущества на других лиц и стараются сделать как можно более
других долгов.
В духовной жизни это обыкновенно проявляется в том, что люди не только не
перестают грешить, но предаются греховным делам с особенным усердием, и их
долги перед Богом увеличиваются с каждым днем. Таким людям можно сказать только
одно: их положение чрезвычайно опасно. Как бы они ни жили, но придет день,
когда им придется расплачиваться. Чем больше долгов они сделают, тем труднее
будет расплата.
Третий разряд — это те должники, которые признают свои долги и свою
обязанность оплачивать их и даже обещают совершить уплату, но годы проходят и
долги остаются неоплаченными.
В духовной жизни бывают грешники, которые признают свою виновность перед
Богом, обещаются раскаяться в своих грехах, но откладывают это день ото дня. И
таким должникам мы можем сказать то же самое: они должны помнить, что каждый
момент их может постигнуть смерть и они отойдут в вечность с неоплаченными
долгами.
Четвертый разряд — это те должники, которые хотят уплатить без внесения платы,
то есть обманным путем: путем фальшивых документов, подлогов и т. п.
В духовной жизни это выражается в том, что человек старается совершить плату
не принятием жертвы Спасителя, а своими собственными заслугами, добрыми делами
и т. п. Но заслуги человеческие и его дела не имеют ценности перед Богом. Да
если бы они и имели какую-либо ценность, их не хватило бы для оплаты даже при
самой высокой расценке. Должники этого разряда наказываются не только за
неуплату их долгов, но и за попытку уплатить их неправильным путем.
В нашей притче говорится о том, что управитель, сделавший подлог об уплате
долгов, не был наказан господином, а даже как будто был похвален им. Но похвала
эта относилась, в сущности, только к его догадливости, а весь смысл притчи
указывает на то, что он был наказан за его неверность смещением с должности.
Мы знаем, что в обычной жизни всякие неверные пути к уплате долгов строго
караются законом. Однако между людьми такие неправильные пути могут в течение
некоторого времени скрываться.
Но никакая неправильность в связи с нашими долгами Богу не может скрыться от
Его взора, потому что у Бога есть книги, в которых записывается решительно все,
что касается жизни каждого человека.
Эти книги следующие: книга дней, в которой записаны все дни человека,
определенные для его существования (Пс. 138, 16); книга слез (Пс. 55, 9): «У
тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли
они Твоей?»; книга всех дел человеческих и в том числе долгов (Откр. 20, 12):
«И книги были раскрыты… и судимы были мертвые по написанному в книгах,
сообразно с делами своими».
Что бы человек ни обозначал в своей записной книжке о своих долгах, он может
вычеркивать свои долги или уменьшать их цифру — это ему не поможет. В книге у
Бога имеются правильные цифры. Их изменить нельзя, и они будут значиться там до
тех пор, пока долги не будут уплачены.
Но у Бога есть еще книга, в которую занесены имена тех, чьи долги уплачены.
Эта книга называется книгою жизни (Откр. 20, 12). Она содержит в себе имена
тех, кто поверил в Господа Спасителя и Его умилостивительную жертву и над чьим
именем написано: «куплен дорогою ценою» (Кор. 6, 20).
Это — последний разряд должников, счастливых должников, долги которых уплачены
Кровью Господа Иисуса Христа. Насколько сознание неуплаченного долга тяжело,
настолько же радостно самочувствие того, чьи долги уплачены. Но еще более
радостно сознание того, чьи долги уплачены любящим другом. К радости
освобождения от долга в этом случае присоединяется радость сознания той любви и
дружбы, которая явилась источником средств для уплаты долгов, О, радость! Он
уплатил!
Долги Богу со стороны верующего
Уверовавшая в Господа душа получает прощение своих долгов, но это не значит,
что она свободна от уплаты Богу некоторых ценностей.
Из Слова Божья мы узнаем, что, уже после прощения долгов через веру во Христа
и Его Кровь, верующий получает от Него новые ценности: веру, надежду, любовь,
дары Духа, плоды Духа и т. п. Эти дары называются талантами и даются только на
одном условии, чтобы получившие их приносили Богу плоды, прирост и т. п.
Прирост этот довольно значителен, но количество даров, даваемых каждому
человеку, соразмеряется с его способностью к получению прироста: кому — один,
кому — два, кому — пять и т. п. В отношении этих платежей верующие разделяются
только на два главных разряда: одни приносят прирост вдвойне, другие не
приносят никакого прироста.
Есть такие, которые зарывают свои таланты в землю. Среди людей, получивших
прощение старых долгов и наделенных новыми дарами, есть еще один разряд,
изображенный в притче Господа (Матф. 18, 23 — 35). Это те христиане, которые,
будучи прощены Господом, не только не думают о принесении Ему плодов, но и не
прощают своим собратьям их малых погрешностей.
В глазах Господа это такой проступок, который как бы отменяет уже данное
прощение. Дорогие братья и сестры! К какому разряду мы принадлежим?
Взгляды в долговую книгу
Заглянем же в свою долговую книгу: что значится в ней? Сколько ты должен
Господину? Ты должен много. Приди к Тому, Кто уже приготовил уплату, и проси
Его распространить и на тебя Его выкуп, чтобы с нового года в твоей книге была
новая запись об уплаченном долге и чтобы эта запись оказалась и в книге жизни.
Если же долг твоей жизни уплачен, то благодари Того, Кто уплатил его. Научись
прощать ближним их долги и приносить прирост на те дары, которые ты получил
после прощения долгов твоей жизни. Не будь должным никому ничем, кроме долга
любви.
(Братский Вестник №1 1964 И. С. П.)