Пастырь или наемник

Христианские журналы
Догматика
31.08.2009 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 1797

Ев. Иоанна 10, 11 — 13

Христос говорит, что в Церкви Его бывают как настоящие пастыри, так и бывают в
роли пастырей наемники. К сожалению, не все верующие правильно понимают, кого
Христос считает истинным пастырем и кого наемником. Это неправильное понимание
приносит вред, делу Божьему. В апостольское время в Церкви Христовой были такие
служители Божий, которые своим физическим трудом зарабатывали себе средства на
пропитание, а на ниве Божьей трудились безвозмездно, не получая за это ничего.
Но были и такие служители в апостольское время, которые вынуждены были оставить
свое ремесло и всецело посвятить себя служению на ниве Божьей. Такие служители
существовали на средства, собираемые для них последователями Христа. Есть
верующие, которые так понимают этот вопрос: если служитель работает в церкви
бесплатно, не получая ничего за свое служение, то это истинный пастырь Церкви
Христовой, а если служитель за свое служение в церкви получает вознаграждение,
то это наемник. Но можно ли такое мнение считать правильным? Ведь и апостолы
Христовы вынуждены были оставить свое занятие (рыбную ловлю) и всецело
посвятить себя проповеди Евангелия; жили же они на добровольные пожертвования
последователей Христа. Однако никто из нас не может сказать, что апостолы были
наемники, а не истинные пастыри.

Так кто же в Церкви Христовой является истинным пастырем и кто наемником? К
этому вопросу мы должны отнестись со всей серьезностью. Есть даже такие люди,
которые задают вопрос: зачем во время богослужений производить сбор
добровольных пожертвований; разве это нужно для дела Божья, разве без этого
нельзя обойтись? Есть и такие христианские течения (церкви), где буквально за
все берутся деньги, где на все установлена определенная такса. В этих церквах
деньги берутся за венчание, за отпевание покойников, за крещение младенцев, за
молебны как за здравие, так и за упокой, за посещение верующих духовенством на
дому и т. д. Мы против такого порядка в церкви, мы считаем это отступлением от
курса первохристианской церкви.

В наших евангельско-баптистских общинах бракосочетание верующих, крещение
новых членов, вступающих в общину, совершаются бесплатно. Когда совершается
бракосочетание, то многие члены общины считают своим долгом присутствовать на
этом бракосочетании не ради любопытства, а для того, чтобы помолиться вместе с
членами общины, вступающими в брак, а затем их от всего сердца поздравить с
бракосочетанием. Пресвитер для всех членов общины должен быть примером.
Совершая бракосочетание, он исполняет свой долг: молится вместе с вступающими в
брак, говорит им напутственное слово и затем поздравляет их; и было бы
кощунством с его стороны взять деньги за совершение бракосочетания. Во время
совершения крещения вступающих в общину новых членов большая часть общины также
присутствует на этом богослужении, чтобы вместе помолиться с новыми членами
общины и поздравить их, и тем более в этом долг пресвитера. Он совершает
крещение, молится вместе с крещаемыми; конечно, все это он делает бесплатно.
Когда умирает член общины, то многие верующие считают своим долгом принять
участие в похоронах: спеть прощальные гимны, сказать слово утешения
родственникам умершего. Тем более это долг пресвитера общины. И само собой
разумеется, что он не берет денег за участие в похоронах, ибо это было бы
отступлением от евангельской истины. Когда заболевает член общины и приглашает
пресвитера к себе на дом, чтобы совершить на дому хлебопреломление, то,
безусловно, пресвитер также не берет за это деньги. Христиане посещают друг
друга во время болезней — это долг христианской любви и тем более долг
пресвитера, который сам должен показывать пример верующим. Посещая больных
членов общины, совершая у них на дому хлебопреломление, пресвитер проявляет
свою христианскую любовь, и было бы кощунством с его стороны взять деньги. Если
бы у нас нашелся такой пресвитер, который за все перечисленное взял бы деньги,
то о таком пресвитере с полным основанием можно было бы сказать, что это не
служитель Божий, не пастырь, а наемник. Если к пресвитеру приходит верующий и
просит его помолиться с ним вместе о какой-либо нужде, то, исполняя долг
христианина, пресвитер удовлетворяет просьбу, и безусловно бесплатно. Итак, в
нашем евангельско-баптистском братстве деньги за крещение, бракосочетание,
погребение, посещение на дому и молитвы не взимаются. Посылая Своих первых
учеников на служение, Христос сказал им: «…даром получили, даром давайте»
(Ев. Матф. 10, 8).

Христос дает нам дары Духа Святого не для того, чтобы мы, служа этими дарами в
Церкви, брали за свое служение деньги. Пресвитер — это человек, получивший дар
от Господа: дар проповеди, дар воспитания церкви. Все истинно верующие имеют
какой-либо дар от Господа. Одни имеют дар утешения, другие — дар обличения,
третьи — дар увещания, четвертые — дар особо глубокого толкования Слова Божья и
т. д. И все верующие бескорыстно служат Господу и Его Церкви тем даром, который
получили от Господа. Если верующий, имеющий дар утешения, утешил скорбящую
душу, то этим он послужил Господу. Не может такой верующий сказать утешенному
им человеку: я тебя утешил, а теперь ты мне плати за это деньги. Тем более
пресвитер, который является примером для членов общины, не может взять деньги
за посещение больного на дому, за совершение крещения, бракосочетания,
погребения и т. д., ибо он исполняет долг христианина, служа тем даром, который
получил от Господа. Итак, с этой стороны все ясно: если бы в нашем
евангельско-баптистском братстве стали брать деньги за бракосочетания,
крещения, погребения, посещения на дому, то о нас с полным основанием можно
было бы сказать, что мы отступаем от учения Христа и дом молитвы превращаем в
дом торговли.

Но тем не менее во всех наших общинах в конце каждого богослужения делается
сбор добровольных пожертвований. Можно ли обойтись без таких добровольных
пожертвований? Нет! У нас бывают богослужения с хлебопреломлением. Для каждого
такого богослужения требуется вино. А на какие средства приобретать вино, если
не будет добровольных пожертвований? В наших молитвенных домах горит
электрический свет. На какие же средства платить по счетчику за электричество,
если не будет добровольных пожертвований? Верующие собираются на богослужения в
теплое помещение. На это нужны средства. Помещение молитвенного дома время от
времени нуждается в ремонте как снаружи, так и внутри. На какие средства это
делать, если не будет добровольных пожертвований? Пресвитеры многих наших общин
работают на производстве. Среди наших пресвитеров можно встретить и слесарей, и
крановщиков, и столяров, и электромонтеров, и шоферов, и трактористов, и
разнорабочих. Они трудятся на стройках, на заводах и в колхозах, внося свой
вклад в мирное строительство нашего народа и зарабатывая средства на пропитание
себя и своей семьи. Обязанности же пресвитеров они исполняют в свободное от
работы на производстве время, и за свое пресвитерское служение они не получают
ничего. Есть и такие пресвитеры, которые, проработав на производстве, заслужили
пенсию, получая пенсию по старости, они за пресвитерское служение ничего не
получают.

Но у нас имеются и такие общины, где еще нестарый пресвитер вынужден не
работать на производстве, а всецело посвятить себя пресвитерскому служению. Это
относится к общинам в больших городах и с большим количеством членов. В таких
общинах пресвитер не может совмещать работу на производстве с пресвитерским
служением, так как он настолько загружен своими пресвитерскими делами, что если
бы он •еще стал работать на производстве, ему пришлось бы работать круглые
сутки без отдыха, и через несколько дней он совсем вышел бы из строя от
чрезмерного переутомления. Поэтому в общинах с большим количеством членов
пресвитер освобождается от работы на производстве, дабы он мог всецело
посвятить себя работе на ниве Божьей. Но на какие же средства будет
существовать такой пресвитер, если не будет добровольных пожертвований?

Для нас примером является наш Учитель Христос. Он творил много дел: беседовал
с людьми, исцелял больных, проповедовал Евангелие Царствия Божья, при этом Он
не брал денег за Свое служение, то есть Он не говорил, что за исцеление
больного Ему причитается такая-то сумма; Он делал это из любви к людям,
исполняя Свою миссию, ради которой Он и пришел на землю. Но Он пользовался
добровольными пожертвованиями Своих последователей. В 8 главе Евангелия от
Луки, в 1 — 3 стихах мы читаем о последователях Христа, которые служили Ему
имением своим. А в Евангелии от Иоанна в 12 главе, в 6 стихе мы читаем, что
апостолы имели денежный ящик, в который собирали добровольные пожертвования;
носить этот ящик было поручено Иуде. До тридцатилетнего возраста Христос был
плотником, но затем Он оставил ремесло плотника, ибо всецело посвятил Себя
проповеди Евангелия. Оставив ремесло плотника, Он, как и Его апостолы,
оставившие рыбную ловлю, жил на добровольные пожертвования Своих
последователей. Христос — это Бог, Он мог бы сотворить чудо, мог бы камни
превратить в пищу для Себя и Своих апостолов, но Он жил на добровольные
пожертвования Своих последователей, дабы дать нам ответ на вопрос: как
поступать в том случае, если служитель Божий не может совмещать работу на ниве
Божьей с работой на производстве. Выполняя Свою миссию, Христос пользовался
добровольными пожертвованиями.

Мы называем Христа нашим добрым Пастырем. Можем ли мы не считать истинными
пастырями на ниве Божьей тех служителей, которые вынуждены были оставить работу
на производстве и всецело посвятить себя духовной работе, пользуясь при этом
для своего пропитания добровольными пожертвованиями верующих? Правда, нам
известно, что апостол Павел отказался принимать деньги от Коринфской церкви,
ибо там среди верующих было недовольство по этому поводу, дабы они не могли
упрекнуть апостола, что он живет за их счет. Однако апостол Павел в то же время
принимал пожертвования от Филиппийской церкви и весьма благодарил их, зная, что
они делают это искренне, от всего сердца (Филип. 4, 14 — 19). И в наше время
есть верующие щедрые, подобно филиппийцам, и есть безмерно скупые, подобно
коринфянам (2 Кор. 12, 15 — 19).

Если в нашем братстве освобождены от работы на производстве пресвитеры крупных
общин, то тем более не могут работать на производстве старшие пресвитеры.
Попечению каждого старшего пресвитера вверен целый ряд общин в области или даже
в нескольких областях. Им приходится постоянно ездить по всем этим общинам. На
какие же средства будут существовать старшие пресвитеры, если не будет
добровольных пожертвований? Добровольные денежные пожертвования, собираемые в
конце каждого богослужения, идут на нужды общины. Но кроме того, в нашем
братстве заведен такой порядок, что добровольные пожертвования, собираемые в
дни больших христианских праздников и в дни хлебопреломлений, посылаются в
Москву в адрес Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов на нужды дела
Божья. Какие; же это нужды? Куда идут эти деньги? В Москве находится Президиум
нашего братства. Члены Президиума, конечно, всецело заняты духовной работой,
ибо они руководят всем братством во всей стране. В Москве издается журнал
нашего братства «Братский вестник». На какие средства издавался бы журнал, если
бы наши общины не посылали, денег в Москву? Большое значение для дела Божья
имеет укрепление единства между христианами во всем мире. Президиум нашего
братства имеет переписку не только с баптистскими братствами во всех странах
мира, но и со многими церквами других направлений. Для осуществления такой
переписки необходимо иметь постоянный штаг переводчиков. На содержание их и на
отправку многочисленной корреспонденции в различные страны нужны средства.

Большое значение для развития дела Божьего имеют личные контакты служителей
Божьих из разных стран. Президиум нашего братства неоднократно приглашал в нашу
страну видных заграничных религиозных деятелей, которые совершали поездки по
нашей стране, знакомясь с делом Божьим. Само собой разумеется, что этих
приглашенных заграничных христианских деятелей надо разместить в гостиницах,
обеспечить питанием, билетами на различные виды транспорта для поездки по
стране и по городам и т. д. Разве могли бы мы приглашать заграничных
христианских деятелей в нашу страну, если бы наши общины не посылали
пожертвований в Москву в адрес Президиума нашего братства? Президиум нашего
братства получает приглашения от разных церквей из разных стран посетить их.
Представители нашего братства побывали уже во многих странах в качестве гостей
той или иной церкви, принимали участие в разных конференциях, богословских
совещаниях и т. д., где имели возможность освещать многие вопросы с нашей
евангельской точки зрения. Пребывая в той или иной стране, наши братья
пользуются гостеприимством пригласившей их церкви, но для того, чтобы добраться
до той или иной страны, также нужны средства.

Итак, вопрос совершенно ясен. В наших общинах не должны взиматься деньги за
крещение, бракосочетание, участие пресвитера в похоронах, посещениях на дому и
т. д., все это у нас выполняется бесплатно. Но добровольный сбор пожертвований
необходим и отправка праздничных сборов в адрес Президиума нашего братства тоже
необходима, — без этого дело Божье не может существовать. Совершенно ясно и то,
что нельзя предъявлять требование абсолютно ко всем служителям нашего братства,
чтобы они работали на производстве, а в церкви трудились без отрыва от
производства. Дело Божье не может существовать без таких людей, которые были бы
всецело заняты только духовной работой. А отсюда логический вывод: совершенно
неверным является понятие некоторых верующих, которые говорят: если служитель
работает на производстве, а в церкви не получает никакого вознаграждения, то
это истинный пастырь; а если он работает только в церкви, получая за свое
служение вознаграждение, то это наемник.

Сам Христос ясно сказал: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит
награду пророка» (Ев. Матф. 10, 41). Смысл этих слов понимает не каждый
верующий, но он заключается в том, что принимающий участие в содержании и
нуждах пророка, хотя сам и не является пророком, получит от Господа на судилище
Христовом такую же награду, как и пророк, за то, что своими пожертвованиями,
своими заботами он поддерживал пророка, создавал для него условия для служения
Господу. Точно так же верующие, поддерживавшие своими средствами .апостола
Павла, способствовали успеху его служения, и они, вместе с апостолом Павлом,
получат награду от Господа. И если бы все церкви того времени принимали такое
участие в содержании апостола, как Филиппинская церковь, то насколько же больше
мог бы сделать апостол Павел для Церкви Христовой.

Теперь нам остается ответить на вопрос: кто же в церкви является истинным
пастырем и кто наемником? Служителей всех христианских церквей можно разделить
на две категории: на пастырей и наемников. В каждой церкви есть пастыри, но
могут оказаться и наемники. И чем дальше та или иная церковь ушла от
первохристианства, от чистой евангельской истины, тем меньше в ней пастырей и
тем больше в ней наемников. Кто же является истинным пастырем в Церкви
Христовой? Это тот человек, который отдал престол своего сердца Христу, сделал
Христа целью и смыслом своей жизни и который все свои силы готов отдать на
служение Христу, служа Ему тем даром, которым наделил его для служения Дух
Святой. Если такой человек по характеру своей духовной работы вынужден оставить
свою гражданскую работу и всецело переключиться на духовную работу, то он
служит в церкви не .для того, чтобы получать средства; их он получает для того,
чтобы иметь самое необходимое: пропитание и одежду. Призывая других к
воздержанию, может ли истинный служитель Божий быть невоздержанным; уча других,
что корень всех зол есть сребролюбие, может ли .быть истинный служитель Божий
сребролюбивым? К сожалению, есть в христианстве и такие служители, которые
думают о своем личном обогащении, которые не довольствуются самым необходимым,
а допускают много излишеств и в питании, и в одежде, и в убранстве своих
.квартир. Мысли таких служителей вращаются не вокруг лучезарной личности
Христа, а вокруг «желтого диавола», то есть вокруг денег. Вот именно такие
служители и являются наемниками, а не пастырями, и когда они предстанут на суд
Божий, Христос будет с ними разговаривать не как с пастырями, а как с
наемниками, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Христос, Который является сердцеведцем, безошибочно знает, кто пастырь и кто
наемник.

В. С (Братский вестник №5 1963)