22.08.2011 г. | Разместил секретарь церкви РХ | Просмотров: 17032
Сипко Ю.К., опубликовано 12 февраля 2009
Вопрос
Уважаемый Юрий Кириллович! Довольно давно, но безуспешно пытаюсь разобраться в
вопросе предопределения ко спасению. Библия ясно говорит, что вера — это Божий
дар и всякий верующий становится таким по суверенной Божьей воле, например:
«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня…»
(Ин. 6:44) или «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными
образу Сына Своего…» (Рим. 8:29).
Но как, в таком случае, человек может быть ответственен и нести наказание за
свое неверие? Заранее спасибо за Ваш ответ.
Александр.
Ответ
Мир Вам, уважаемый брат Александр!
Вы не первый и не единственный, кто попадает в этот перекрёсток богословских
формул. Да и не удивительно. Ведь мы ограниченные люди, пытаемся в себя
вместить безграничного Бога. Но прекрасно то, что мы можем размышлять о Нём! Мы
можем исследовать Его вечное слово. Давайте побеседуем о Божьем. Это ведь
лучшее, что мы можем делать. Апостол Павел сказал, что для него вся жизнь в том
и состоит, чтобы познавать Его! Тут мне представляется, что слова Библии:
«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сыновьям нашим
до века, чтобы мы исполняли все слова закона этого» (Втор.29:29) — дают нам
очень чёткий вектор и пределы богословствования. Пример вторжения в «сокрытое»
— доктрина «двойного предопределения». Очень соблазнительная теория, которая
решает всё и враз. Но она же порождает ситуацию, при которой исчезает смысл и
нашего разговора, и поиска смысла, и веры и ответственности, ибо исчезает сам
смысл. Исчезает понятие греха. Ведь Бог Сам всё сделал. Исчезает понятие зла.
Ведь Бог благ, и всё что мы называем злом, сделал Он? Значит зло, есть добро? И
нет греха, ибо то, что мы называем грех, сделал Бог. Это тупик. Тупик создан
человеком, в попытке открыть тайну. Бог этой тайны не открывал. И потому я
совершенно спокоен. Я уверен в Боге, в Его всемогуществе, ибо Он открыл Себя,
как вечный и всемогущий и всезнающий! Бог — суверенный! Бог — благий! Бог —
любовь! Я так же совершенно уверен в ответственности человека. Ибо именно таким
создал его Господь. Он вложил в его сердце жажду Бога. Дал ему чувство вины. И
дал ему чувство справедливости. «Они же, услышав это и будучи обличаемы
совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и
остался один Иисус и женщина, стоящая посередине» (Иоан.8:8).
«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не
имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них
написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие,
то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15),
Я признаю библейское утверждение о том, что все согрешили и все лишены славы
Божьей. Нет праведного, нет ни одного.
Но я также признаю библейское определение: «В Кесарии был некоторый муж по
имени Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,благочестивый и
боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда
молившийся Богу». (Деян.10:1,2). Каким образом этот командир римской роты,
войска Кесаря, был таким набожным человеком? Тайна. Но факт, он был таким. Я
верю в полную греховность человека, но при этом Библия говорит, что человек
ответственен за принимаемые решения. Вот слова Евангелия о воле людей: «фарисеи
и законникиотвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лук.7:30).
Однажды Иисуса Христа спросили его ученики: «Не в это ли время, Господи,
восстанавливаешь Ты царство Израилю?»
Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в
Своей власти» (Деян.1:6,7).
А при чём здесь предопределение? — спросите Вы. И справедливо, вовсе не при
чём.
Однако я хочу данным ответом Иисуса привлечь Ваше внимание к тому, что за
Иисуса, и от имени Иисуса, ответов на вопрос учеников сделано великое множество.
Названы сотни сроков, имена антихристов, и продолжают называть и определять
сроки и сегодня. Люди всё ещё берутся не за своё дело! Не ваше дело! Сколько
сокрытого до времени? Павел не терзался, но, пребывая в уверенности, говорит:
«Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное,
тогда то, что отчасти, прекратится….Теперь мы видим как бы сквозь тусклое
стекло, гадательно, тогда же — лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно, как я познан» (1Кор.13:9-12). Проблема возникает там, где мы,
зная «отчасти», утверждаем безоговорочно.
Вот, кстати, Ваши слова: «Библия ясно говорит, что вера — это Божий дар». Бог
дарит, даёт. В таком случае тот, кому даёт, берёт или не берёт. Ведь вера это
действительно дар. Даритель властен, давать дар, кому он хочет, но брать дар
или не брать уже во власти принимающего. В противном случае это и не дар вовсе.
Замечу ещё, что дар Божий, вера спасающая! Ибо и бесы веруют….
Учение о предопределении это богословская формула. Она утверждает Божественную
абсолютную власть. Предопределение, как абсолютная власть Бога, лишь часть
открытого нам Божьего плана спасения. Она по большей части относится к попытке
понять Бога. И само понимание Бога возникает не раньше, чем совершается тайна
рождения свыше. Но и тогда, нужно помнить; только отчасти! Вот почему нам
вверено проповедовать не учение о предопределении, но учение о спасении.
Евангелие, Благая весть, это весть об искупительной смерти Божьего Сына Иисуса
Христа и Его воскресении. Благая весть содержит в себе утверждение о том, что
Святой Бог, будет судить мир, и всякого отвергающего жертву Иисуса Христа,
ожидает вечный мрак ада.
Апостол Павел, послания которого мы пытаемся понять, сказал: «О, бездна
богатства: и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и
неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему
наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава
вовеки. Аминь». (Рим.11:33-36). И он же, единственный, кто был восхищен и видел
и слышал то, что нельзя передать, говорит: «Тайна эта велика — я говорю по
отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:32).
«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал
Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире,
вознесся в славе» (1Тим.3:16). Тайна! И наш покой наступает с признанием этого.
Тайна!
Тайна для нас, но не для Бога, конечно. Конфликт предопределения и
ответственности наступает именно тогда, когда я, человек, пытаюсь войти в роль
Бога, от Его лица утверждать и открытость и предопределение. Божье Богу!
Но давайте вернёмся к Вашему вопросу.
Текст, который Вы приводите: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет
его Отец, пославший Меня…» (Ин. 6:44). Как из этого текста можно сделать
вывод о предопределении ко спасению или к осуждению? Я читаю этот текст, и
понимаю, что стремление мыслить о Боге мне даёт Бог, Он показывает мне мою
вину, Он предупреждает меня о грядущем суде, и Он показывает мне на Иисуса, в
котором я могу обрести спасение. Именно Бог открывает мне ум, чтобы в жертве, в
униженном и распятом, я грешник, мог увидетьСпасителя. Он, Бог, привлекает меня
к Иисусу! Другого пути нет. В этом и есть предопределение. Давайте прочитаем
ещё один текст: «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою
вас» (Матф.11:28). Ведь это слова Господа. Когда Иисус приглашает: придитевсе,
это что обман? Он должен бы сказать: Придите предопределённые! Нет. «Ибо не
послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через
Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не
уверовал во имя единородного Сына Божьего» (Иоан.3:17,18). Так написано. Так мы
и обязаны проповедовать. Если Вы веруете в двойное предопределение, станете ли
вы проповедовать: «Бог некоторых возлюбил, а остальных возненавидел, и послал в
мир Спасителя, чтобы некоторых спасти, а остальных предать вечному мучению»? Но
Христос послал Своих учеников проповедовать по всему миру и всем людям. И Его
слово, и Его Дух, или лучше сказать Бог Дух, привлекают человека к Спасителю
Иисусу. Нет ведь иного Бога и иного пути. Но ответ на привлечение даёт человек.
И его ответ и есть ответственность. Отвечая Богу «да!», человек получает и
рождение свыше и с ним Духа Святого в сердце, и веру и способность
противостоять греху, и побеждать силою Божьею. Но тот, кто отвергает призыв
Духа Святого, берёт на себя ответственность за все последствия. И осуждение
есть его выбор.
Давайте прочитаем, что говорит апостол Павел в послании в Рим: «Ибо всякий,
кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13). Существует ещё одна тайна в
деле спасения. Мёртвый по грехам и преступлениям человек, может ли как-то
реагировать на Божий призыв? Тут кстати содержится и ответ на вопрос об
ответственности человека, т.е. наличии у него права выбора.
Вот как Господь говорит: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что
искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек,
обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А
иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его, но если
он будет делать зло пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то
добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак, скажи мужам Иуды и жителям
Иерусалима — так говорит Господь: „Вот, Я готовлю вам зло и замышляю против
вас. Итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и
поступки ваши». Но они говорят: „Не надейся. Мы будем жить по своим помыслам и
будем поступать каждый по упорству злого своего сердца»» (Иер.18:7-12). Верим
ли мы Писанию? Ведь это Бог констатирует факт, что человек злой отвергает Божий
призыв к добру!
Давайте же посмотрим второй текст, который Вы приводите: «Ибо кого Он
предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29).
Интересно, что в приведённом тексте очень ясно указано, что Божье
предопределение заключается в том, что все, кто приходят к Спасителю
уподобляются Ему. «предопределил быть подобными образу Сына Своего».
Это предопределение качественное. Вся глава посвящена разъяснению этого
удивительного факта перемены природы спасённого. Он призвал! Он оправдал! Он
прославил! Всё сделано Им! Это и есть благодать. Ничего из названного, не
делает человек, и не в силах сделать. Предопределено Богом, что в Иисусе
Христе, и единственно в Нём, через веру совершается тайна спасения и
усыновления.
В вас Дух Христов. В вас жизнь Христова. Вы сыны Бога, как и Христос. Вот
почему Божья благодать на Вас. Вот почему Авва Отче! Вот почему никто не может
отлучить Вас от любви Христовой. Потому, что Богпредопределил всякому
спасённому это новое качество, статуссына! Уверенность в спасении зиждется на
свидетельстве Духа Святого! «Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети
Божьи» (Рим. 8: 16).
То же самое мы читаем в послании в Ефес: «Он избрал нас в Нем прежде создания
мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить
нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1:4,5). И центром
всего гимна спасения является Иисус Христос! Предопределён путь — Иисус, чрез
Которого мы возвращаемся к Богу, обретая святость и непорочность в Нём, право
быть Его сынами! Не я грешник, спасённый, но Иисус Христос центр послания, и
путь к Отцу, и жизнь святая! Вот почему Он и говорит: «если пребудете во Мне».
Отче, соблюди их!
Немного о суверенной воле Божьей. Я думаю, что среди верующих людей вряд ли
найдётся человек, который подвергает сомнению суверенность Бога. Ибо усомниться
в суверенности Бога, это усомниться в Боге! В учении о предопределении этот
термин имеет ключевое значение. Оно заключается в том, что Бог своей абсолютной
суверенной властью предопределил одних людей ко спасению, других к погибели. И
собственно конфликт на этом и зиждется. Суверенная воля Бога не может быть
зависимой от человеческих, или каких — бы то ещё ни было решений. Аминь!
Я позволю сделать некорректный приём. Павел пишет: «ибо это хорошо и угодно
Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобывсе люди спаслись и достигли
познания истины» (1Тим.2:3,4). Позвольте вопрос.
Кто может изменить или помешать Богу, исполнить то, что Ему угодно, Ему
приятно, и что Он хочет сделать?
Ещё: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для
умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). « Бог во Христе примирил с Собою
мир» (Ст.19).
И ещё: «Поэтому, как преступлением одного — всем людям осуждение, так
праведностью одного -всем людям оправдание к жизни» (Рим.5:18).
Следуя учению о суверенности, как её исповедуют сторонники предопределения,
вам будет трудно убедить людей, что в результате искупительной жертвы Иисуса,
кто -то ещё может оказаться не искупленным. Это ведь текст Писания! Разрешается
конфликт об ответственности человека. Разрешается конфликт о справедливости.
«Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11:32). И
универсальное спасение имеет все основания быть принятым, если мы отвергаем
ответственность человека за отклик на Божий призыв, и ответственность за святую
жизнь. Кстати именно в пуританской среде, среди самых крутых кальвинистов, в 17
веке возникли такие группы, исповедующие универсализм. Почему же мы отвергаем
универсализм? Потому что мы не строим свои убеждения на вырванных из контекста
отрывках. Писание не только эти несколько цитат. Писание имеет ещё множество
текстов. Бездна богатства! Но и всё Писание ещё не весь Бог! Однако Писание
совершенно определённо говорит о том, что Бог дал человеку свободу выбора.
Суверенный Бог наделил неким суверенитетом человека, создав его по образу
Своему. Некоторые допускают, что Бог как бы ограничил Себя, давая часть
суверенитета человеку. Но я думаю, что такое допущение вовсе не нужно. Бог
проявил Свой суверенитет в этом, открыл Свою любовь, явил Себя! Потом Павел
скажет: «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от
вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известной
через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость
Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе,
Господе нашем» (Еф.3:9-11). Бог продолжает своё творчество. Мы еще не
представляем истинной роли церкви. Но это вовсе не роль биомассы. Это
соработничество с Богом! Человек церкви поставлен Богом выше ангелов, которые
служат человеку. Человек церкви поставлен рядом со Христом, кто есть истинный
Бог и жизнь вечная. «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов»? Ведь во все
времена Бог вёл диалог с человеком. И вновь и вновь обращался к нему, несмотря
на его грех и упорство.
Священное Писание, ясно свидетельствует о том, что Бог дал человеку
возможность принимать решения, и отвечать за них. Можно вспомнить Адама. Можно
вспомнить Израиль.
«Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего»
(Втор.1:26).
«Так говорит Господь: «Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и
расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой
душам вашим». Но они сказали: «Не пойдем» И поставил Я стражей над вами,
сказав: „Слушайте звук трубы»». Но они сказали: «Не будем слушать»
(Иер.6:16-17).
И это решение суверенного Бога! В этом Его величие!
«Иерусалим! Иерусалим! Избивающий пророков и камнями побивающий посланных к
тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица птенцов своих под
крылья, и вы не захотели»! (Лук.13:34). Если предыдущие слова принадлежат
пророкам, то последние слова произнёс сам Иисус! Неужели Он только для красного
словца говорил эти слова? Не захотели! Ведь Он не плакал на кресте, а, говоря
эти слова, плакал. Не захотели! Ваше смущение по поводу ответственности
разрешается нашим доверием священному Писанию. Вот что нам открыто в Писании о
нашей ответственности перед Богом.
«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божьего, осуждая делающих
такие дела и сам делая то же? Или пренебрегаешь богатством благости, кротостью
и долготерпением Божием, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день
гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам
его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, —
жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются
неправде, — ярость и гнев» (Рим.2:3-8). Лучше об ответственности и сказать
невозможно.
«Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привилась на
место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед
ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но
корень — тебя. Скажешь: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они
отломились неверием, а ты держишься верой: не гордись, но бойся. Ибо если Бог
не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь
благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если
пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим.11:17-22). Это всё
об ответственности.
Я помню свою жизнь грешника.
Когда Господь меня касался, Он не говорил мне, что я предопределён ко
спасению. Как впрочем, не говорил и того, что я предопределён к погибели. Он
говорил, что мне предстоит предстать пред Ним на суде. Что ждёт меня!? Огонь
вечный. Он говорил мне, что есть путь спасения. Это Иисус Христос, Искупитель!
Он хочет меня спасти.
И когда я раскаялся, по вере, Он простил мне все грехи. Он вошёл в сердце моё
и сотворил чудо. Дух Святой стал жить в моём сердце. Я запел новую песнь. Я
стал молиться Богу. Я стал жить новой жизнью.
Я обрёл полную уверенность в том, что Бог мой Спаситель и Отец, и Господь!
Я полностью в Его руках, я уверен, что Он сохранит меня в моём следовании за
Ним.
Это счастье!
Но потом пришли учёные богословы. Они спросили: «Подлинно ли сказал Бог»?
Брат Александр! Тебе письмо от любящего тебя Господа:
«Ты же, человек Божий, убегай этого, а преуспевай в правде, благочестии, вере,
любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной
жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими
свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом»
(1Тим.6:11-13).
С уважением, Ю. Сипко.