Христианские журналы
Догматика
24.12.2009 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 17045
«Все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также
предвозвестили дни сии» (Деян. Ап. 3, 24).
Такими словами апостол Пётр, проповедуя Евангелие в дни первой церкви,
старался убедить своих слушателей в евангельской истине. Он брал в
подтверждение всего случившегося с Господом нашим Иисусом Христом оказания
пророков, начиная с Самуила и всех пророков после него, впредь до последнего
пророка Малахии, и оказал, что вое они предвозвестили дни сии, то есть дни
Самого Христа, а потом и дни первой церкви.
Из этого мы видим, что лучшим свидетельством о днях Господа и Спасителя Иисуса
Христа и Его апостолов служат писания ветхозаветных пророков. Для уяснения
авторитетности пророческого слова апостол Пётр научает верующих, что «никогда
пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые
Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21).
Пророки имели два предназначения:
1. Они поучали, вразумляли, обличали и руководили своими современниками в
народе израильском.
2. Они, сколько их ни говорили, предвозвестили дни Господа Иисуса Христа. Это
второе предназначение пророков для нас особенно ценно, потому что в них мы
видим, как о»и издалека истории, за тысячу слишком лет, предвозвестили дни сии.
Говоря об этих пророках, начиная с Самуила до Малахии, мы имеем своей целью
коснуться только внешней стороны их служения и их личности, потому что и эти
сведения для нас, людей любящих Св. Писание, имеют своё важное значение. И хотя
эти внешние данные из жизни пророков собраны с большим трудом и представляют
большие трудности для исследователя, но всё же кое что возможно установить.
Знать время и условия, в которых работал тот или другой пророк, поможет нам
лучше понять смысл его поучений и его действий.
1. САМУИЛ (испрошенный от Бога). Мать его Анна и отец его Ел-кана. Анна в
великом молитвенном подвиге выпросила Самуила у Господа (1 Цар. 1, 9 28; 2, 1
11), а когда Господь даровал ей дитя мужского пола, она нарекла ему имя Самуил,
т. е. испрошенный от Бога, и посвятила его служить Богу при скинии.
Потам Самуил сделался пророком Господним, последним судьёю Израиля, писателем
его священных книг и молитвенником за народ перед Господом (1 Цар. 12, 23).
Время его служения началось ещё с детства, когда мать его Анна привела его в
скинию. Это время можно приблизительно определить от 1110 до 1050 до Рождества
Христова. Он принял служение судьи Израиля сейчас же после смерти скоропостижно
умершего первосвященника Илии. Причем Самуил был очень влиятелен и силен перед
Богом и Его народом (1 Цар 3, 19 20) Он был судьею Израиля до самой своей
старости (1 Цар. 8, 1), после чего он поставил судьями своих сыновей, но они
оказались людьми недостойными. По настойчивой просьбе народа израильского,
Самуил вынужден был поставить ему царя Первым царем Самуил помазал Саула, из
колена Вениаминова После падения Саула, Самуил, по указанию Господа, помазал в
цари Давида О смерти Самуила повествуется в 1 Цар. 25, 1 и 28, 3
Есть данные утверждать, что Самуил написал книгу Судей, книгу Руфь и часть 1-й
книги Царств В некоторых старых рукописях Библии первая и вторая книги Царств
называются книгами Самуила Это, очевидно, потому, что эти книги были дополнены
пророками Нафанюм и Гадом, которые были воспитаны в школе Самуила
Пророк Иеремия 15, 1 говорит, что Моисей и Самуил, как ревностные ходатаи
перед Богом, молитвенники за народ израильский, стоят оба на очень высокой
ступени в этом служении И они оба, поистине, сделали много для народа
израильского Им обоим Израиль обязан своей религией и религиозной жизнью Моисей
дал закон, заповеди и устав Израилю, а Самуил уже направил народ на здоровое
исполнение всего этого на деле
Моисей указал формы, а Самуил развил духовный смысл религии, без чего формы
могли бы привести только к суеверию (1 Цар 4, 3) Израиль и самому ковчегу
Завета стал приписывать какое то особое спасительное значение от врагов, тогда
как это спасение совершал Господь Самуил основал как бы пророческую школу (1
Цар 19, 18 24), которую он возглавлял и чрез которую влиял на приведение
Израиля к здоровому поклонению Богу И с того времени дух пророческий не угасал
в Израиле до самого конца пророческого служения Это было также и в дни пророков
Ильи и Елисея, Исайи и Иеремии и т. д. Эти пророческие общества возбуждали и
поддерживали в Израиле здоровую духовную жизнь и оберегали его от вредного
влияния окружающего язычества
2. После Самуила, чрез его помазание, восстал управитель народа Израильского,
великий пророк и псалмопевец ДАВИД, который управлял и действовал с 1055 до
1015 г Не касаясь Давида, как правителя Израиля, мы берем его как псалмопевца
сладкого певца Израиля, мужа по сердцу Божию, который исполнил все хотения Бога
(Деян 13, 22) Псалмы Давида, его хваления Господу, написанные по разным
поводам, и теперь поются во время богослужения верующих Они служат словами
молитв для многих и многих А сколько в псалмах Давида славных пророчеств о
Господе Иисусе Христе. Давид благоустроил скинию и привел в порядок все ее
богослужение, устроил хоры и дал им хороших руководителей Он же подготовил
массу материала для строительства храма, из которого уже сын его, Соломон,
осуществил постройку величественного здания храма Богу Израилеву.
В дни Давида выдвинулись два пророка пророк НАФАН (податель), который обличал
Давида в его согрешениях, и который оказывал на Давида влияние в управлении
народам израильским (2 Цар гл 7 и 12), и пророк ГАД (счастье), друг Давида,
который весьма благодетельно влиял на Давида, помогал ему и обличал его (1 Цар
22,4 5 и 2 Цар. 24, 11 12). Гад же был славным писцом событий в жизни Давида (1
Цар. 29, 29 30).
5. Сын ДАВИДА СОЛОМОН (сын мира). Знаменит не только тем, что построил храм
для служения живому Богу, а главным образом своей мудростью, которою он
действовал в Израиле. Но Христос сказал о себе, что здесь (т. е. во Христе)
больше Соломона. Соломон действовал в Израиле с 1015 по 975 г. до Р. X. При нём
Израиль наслаждался могуществом и благами мира. Соломон весьма ценен, как
библейский писатель. Он оставил три книги: Книгу Песни Песней, написанную им в
молодости, которую всё время толковали, как образ отношений верующей души к
Богу и обратно; Книгу Притчей Соломоновых и Книгу Экклессиаста или
проповедника, написанную им на склоне дней.
6. Пророк ИЛИЯ (Бот моя крепость). Он жил и трудился главным образом в дни
нечестивого израильского царя Ахава и его жены Иезавели язычницы, дочери
Сидоиокого царя. Время его Служения было с 925 по 900 год до Р. X. Оно было
кратковременным, но очень ярким служением. Он после себя книг не оставил, но
своей преданное Богу Израилеву, в дни крайнего язычества в народе, особенно
выдвинулся, как ревностный защитник великой преданности Богу живому.
Он впервые выступил перед Ахавом (3 Цар. 17, 1) с пророчеством о трёхлетнем
бездождье. Во дни бездождья Илия сначала жил у потока Хорафа, а потом у вдовы в
Сарепте Сидонской, где он питался в течение некоторого времени. У неё он
воскресил умершего сына. По прошествии трёх лет, по указанию Господню, Илия
явился к Ахаву и вызвал на религиозное соревнование языческих пророков Ваала, и
посредством низведения с неба огня на жертву доказал истинного Бога на горе
Кармил, где весь народ, видя Божье чудо в явлении огня на жертву, предложенную
пророком Илией, воскликнул: «Господь есть Бог, Господь есть Бог» (3 Цар. 18, 16
40).
Далее Илия молился о дожде, которого не было на земле, три года и шесть
месяцев, и пошёл сильный дождь (1 Цар. 18, 41 46). Несмотря на явные действия
милостей Божиих Израилю, проявленных чрез пророка Илию, порочная Иезавель стала
гнать Илию, и он убежал от неё сначала в Вирсавию, а потом к горе Божией
Хориву, где получил особые указания от Бога, что Божий действия для человеков
проявляются не в буре, не в землетрясении, и не в огне, но в веянии тихого
ветра (3 Цар. 19, 1 14). Далее Господь даёт пророку Илии поручение помазать
Азаила в цари над Сирией, Ииуя в цари над Израилем и Елисея в пророкг вместо
себя, что он и сделал (3 Цар. 19, 15 21).
Далее пророк Илия обличает нечестивого Ахава за то зло, которое Ахав причинил
Навуфею, и сообщил ему строгий приговор Божий (3 Цар. 21, 1-26).
Далее пророк Илия прорекает сыну царя Ахава Охозии о его амерти, за то, что
тот, вместо Господа, послал вопрошать Веельзевула божество Аккаронокое о своём
здоровье (4 Цар. 1, 1 17).
Господь вознёс Илию на небо на огненной колеснице. Таким образом, подобно
Еноху, седьмому от Адама, Илия не видел смерти, а живым взят на небо за свою
особую преданность Господу. Возможно, о них (Енохе и Илии) говорит апостол
Иоанн в Откровении, как о двух свидетелях, которые снова явятся на, землю,
совершат служение, порученное им Господом, и будут убиты, мо йотом вновь оживут
и войдут в небеса (Откр. 11, 3 12).7. Пророк Елисей (Бог спасает). Преемник
пророка Илии. Человек сильный в словах и делах. Не оставил после себя никаких
писаний, но его дела были с большой силой явлены в народе израильском. (4 Цар.
2, 13 21). Время его служения можно определить с 900 г. по 830 г. до Р. X.
Он получил дар и силу служения в два раза большую, чем имел пророк Илия, и
если читать по порядку главы от 2-й до 13-й 4 книги Царств, то можно ясно
видеть силу Господню, явленную им в великих делах любви и милосердия, что при
тогдашних диких нравах и человеческой жестокости было особенно ценно и ярко
среди его современников. Елисей был великим патриотом и до слез жалел, видя
падение и унижение своего народа.
После пророков Илии и Елисея, которые не оставили после себя никаких писаний,
было уже иначе: пророки, выступавшие в Израиле со своими поучениями,
обличениями и предсказаниями будущего, старались записывать свои пророчества.
Когда у пророка Иеремии нечестивый царь иудейский Иоаким резал ножом и сжигал
священные записи, которые сделал пророк Иеремия для Израиля, то, то повелению
Господню, Варух писец из уст Иеремии пророка написал новый свиток его
пророчеств (Иерем. 36, 10 32) Это было там более необходимо, что среди смятений
и переворотов в народе израильском и иудейском, Слово Божие, исходившее из уст
пророков, было передаваемо письменно и, таким образом, могло быть сохранено и
для будущих поколений. Нам должно быть известно, что сразу же после Соломона,
при его сыне Ровоаме, единое царство израильское, утверждённое и расширенное
Давидом, и утверждённое Соломоном, было разделено на два царства: Иудейское, в
которое вошли два колена Иудино и Вениаминово (оно осталось за потомками
Давида) и Израильское царство, царство десяти колен, Ефремова царство, которое
возглавил Иеровоам и его дальнейшие преемники. Израильское царство закончило
своё существование около 725 года до Р. X., будучи покорено Ассирийским царём
Салманассаром. Иудейское царство попало в 588 году в 70-летний плен в Вавилон.
А после этого царство Иудейское до известной степени было восстановлено. И вот,
в Иудейском царстве и в Израильском царстве были свои пророки. Были пророки
Вавилонского плена и после плена, в годы восстановления. Таких пророков, после
Илии и Елисея, было шестнадцать, которые оставили после себя свои писания.
Книги их разделяются, по отношению к эпохе их появления, на три различные
группы:
1 группа: Иоиль, Иона, Осия, Михей, Наум и пророк Исайя, который завершает
первую группу при благочестивом царе Езекии.
2 группа начинается пророками Софонией и Иеремией, при предпоследнем
знаменитом иудейском царе Иосии, и этот период включает в себя пророков:
Аввакума, Авдия, Иезекииля и Даниила, которые несли светильник пророческого
слова во мрак народной гибели.
3 группа пророков после Вавилонского плена: Аггей, Захария, Малахия.
По объёму их писаний они разделяются на две части: писания больших пророков
Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила Остальные 12 пророков называются малыми,
потому что их писания очень малы. Есть даже по одной главе или немногим больше.
Начнём по предполагаемому порядку их служения.
1.ИОИЛЬ (Иегова есть Бог). Сын Вафуила.
Его служение было в царстве Иудейском в дни Амасии и Осии, что соответствует
870 850 годам до Р. Христова. Его пророчества написаны чистым и изящным языком,
при живом и пылком воображении (1, 10 20).Для нас, верующих Нового Завета,
особенно ценно его пророчество об излиянии Духа Святого я а первую церковь, о
чём так сильно сказано (Иоиль 2, 28 32), что и было приведено для объяснения
апостолом Петром в день пятидесятницы (Деян. Ап. 2, 16 21).
2. В то же почти время, когда действовал Иоиль, жил и трудился пророк Иона
(около 830 г. до Р. X.). Это видно из выражения 4 Цар. 14, 25. Но пророчество,
о котором здесь упоминается, не дошло до нас. А мы имеем только весьма
интересное описание его посланничества от Бога для проповеди покаяния в
Ниневию. Возможно, что слышащим проповедь Ионы был царь Ниневии Сарданапал, или
один из его ближайших предшественников. А посему можно вполне допустить,
согласно утверждений многих историков, что существовало древнейшее Ассирийское
царство, разрушенное при Сарданапале вавилонянами и мидянами около 800 лет до
Р. X., а проповедь Ионы была несколько раньше и в виду раскаяния ниневитян их
гибель была отсрочена.
3. АМОС (тяжесть) пророк, работавший в Израильском царстве (805 770 годах до
Р. X.), хотя сам он родом был из Фекои в Иудее (2 Пар. 20, 20). Здесь, в Фекое,
Амос пас стада и питался плодами сикоморы (Амос 7, 14), что указывает на его
низкое происхождение и его-бедность. Но Бог взял его от стада овец и сделал
Своим пророком.
4. Пророк ОСИЯ (избавление, спасение) нёс своё служение почти одновременно с
пророком Амосом (770 720 до Р. X.).
Развращение Ефремова царства дошло, как в дни Иеровоама 2-го и после него, до
предела полного язычества, и Осия пророк был избран Богом в качестве Его
свидетеля и обличителя народа и болельщика за его оздоровление. Его пророческая
книга признана издревле евреями, а также Господом Иисусом Христом и Его
апостолами, на что они часто» ссылаются (Мф. 11, 13; 12, 7; Римл. 9, 25 26; 1
Петр. 1, 10; 2, 23).
5. Пророк МИХЕЙ (никто, как Бог) 740 705 до Р. X. совершал своё служение в
Иудейском царстве в дни Иоафама, Ахаза и Езекии,. царей Иудейских. Его
пророчество, указывая на опасности греховного состояния Израиля, в тоже время
высказывает взгляд великой надежды для Израиля (Мих 3, 12; 4, 1 4). У него есть
замечательные указания на рождение Господа Иисуса Христа в Вифлееме (Мих. 5, 2;
Матф. 2, 4 6). И в заключение он даёт славную надежду согрешившим, но кающимся
(Мих. 7, 18 20).
6. Пророк Исайя (760 695 до Р. X. спасение Иеговы). Его называют ветхозаветным
евангелистом, потому что он особенно много и подробно говорил о Христе и
особенно о Его страданиях. Его книга может быть разделена на 5 частей. 1. главы
1 12 пророчества против нечестия Израиля и о тех бедах, которые их за это
ожидают. 2. главы 13 23 заключают в себе пророчества против соседних с Израилем
народов; 3. главы 24 35 изображают разные беды, которые должны постигнуть
Израиля; 4. главы 35 39 излагают события, современные пророку из жизни Израиля;
5. главы 40 64 содержат, главным образом, пророчества о пришествии Мессии и
события с этим связанные. Есть мнение, что пророк Исайя погиб от руки сына царя
Езекии Манассии, и был перепилен пилой, как и сказано в послании Евреям 11, 37.
7. Пророк НАУМ (утешение). Елкосянин, по местечку Елкос в Галилее или Иудее.
Его служение относится к 660 году до Р. X. Есть указания, что он пророчествовал
в дни пророков Михея и Исайи, и во всяком случае после падения Израильского
(Ефремова) царства и до падения Иудейского царства, т. е до Вавилонского плена.
Он очень красочно изображал падение Ниневии, как будто сам был свидетелем этих
бедствий и переживал их.
8. Пророк СОФОНИЯ (которого осеняет Бог) Его служение относится ко времени
около 620 года до Р. X. и он нёс своё служение в дни Иосии, сына Амонова, царя
иудейского. Сам Софония, как будто, происходил из царского рода Езекии
иудейского царя. Его книга содержит обличение идолопоклонства, призывает к
покаянию своих соотечественников и угрожает им многими бедами, но в заключение
оканчивает свое пророчество торжественными обетовавиями о милостях Господа к
Израилю и Его спасающей руке (Софония 3, 12 20).
9. Пророк ИЕРЕМИЯ (возвеличенный Богом).
Его служение обнимало самый мрачный период истории Израиля перед Вавилонским
тленом и самое пленение его Его книга «Плач Иеремии» написана слезами патриота
об этих тягостных событиях для Израиля. Но в книге пророка Иеремии есть
замечательное место о новом, вечном завете Бога со Своим народом, когда Он
оправдает народ Свой (Иер. 23, 3 8)
Пророк Иеремия очень ясно говорит о бедствии вокруг Вифлеема, в дни рождения
Спасителя, когда Ирод пошлет истребить младенцев, о чём ясно говорится в
Евангелии Матфея, 2, 16 18; Иеремия 31. 15.
10. Пророк АВВАКУМ (обнимающий) Около 610 605 готов до Р. X. Описывает
пророчески вторжение в Иудею халдеев, но и сам предвидит падение Вавилона
Несколько раз упоминаются в Новом Завете слова из его пророчеств Рим. 1, 17;
Гал. 3, 11; Евреям 10, 38 и в проповеди ап Павла Деян Ап 13, 41.
В 3-й главе изложена возвышенная молитва пророка для пения и является славным
образцом священной хвалы Господу
11. Пророк ДАНИИЛ (Судья Божий или открывающий Его волю) Пророк Вавилонского
плена, сам был в плену, при царях Вавилона и Мидо-Персии Его время 606 — 530
годы до Р. X. В его книге описаны многие переживания самого Даниила и en
друзей, его знаменитые толкования снов и ясные пророчества о мировой истории и
о пришествии Мессии. Сам Даниил у Господа назван мужем желании. У него особенно
видна любовь к своему народу и святое поклонение живому Богу, Которому он так
преданно и ревностно служил.
12. Пророк ИЕЗЕКИИЛЬ (которого укрепляет Бог) Пророк Вавилонского плена. Его
служение относится к 592 570 годам до Р Христова Его пребывание и служение
Израилю во время плена в Вавилоне ясно видно из начала его книги. Содержание
этой книги весьма разнообразно: в ней есть разные видения, символические
действия, подобия, притчи, аллегории и прямые пророчества Очень ценно
изображено пророком воскрешение сухих костей (глава 37), что можно прировнять к
духовному возрождению во Христе, как отдельного человека, так и целой группы
уверовавших в Бота людей.
В ней ценны указания в 47 главе на великий священный поток текущий из под
храма Целый ряд таинственных мест сделали эту книгу как бы особенно закрытой
для разумения.
13. Пророк АВДИЙ (раб Иеговы). Время его служения, можно предположить, было
около 600 года до Р X , ибо его читают современником пророков Иеремии и
Иезекииля. О его происхождении и жизни ничего неизвестно. Он пророчествует об
идумеянах (Эдоме), т. е. потомках Исава, которые во время падения Израиля
превозносились перед ним и унижали его Но пророк Авдий возвышает Сион и милость
Гоопода к нему.
Далее следуют три пророка, служащие Господу среди возвратившегося из плена
народа Израиля, во главе с Зоровавелем, Иисусом Иоседе-ковым, Ездрой и Несмией.
14. Пророк АГГЕЙ (праздничный). Он точно указывает время своего служения: в
царствование Дария, царя Персидского и Мидийского.
Это относится к 520 году до Р. X. Цель его пророчества возбудить дух
переселенцев в родную землю строить дом Божий. Причём он отмечает, что хотя
прежний храм (Соломонов) был велик, славен и драгоценен, а теперешний более мал
и беден, но слава сего храма будет выше, потому что в него придёт Желаемый
всеми народами (2, 7).
15 Пророк ЗАХАРИЯ (воспомянутый Господом) сын Варахиин, сын Аддов. Действовал
тоже в дни царя Дария (персидского) т. е. около 520 года. Он сотрудничал вместе
с пророком Аггеем и имел ту же цель в своём пророчестве. Он больше говорит о
Мессии Христе, Его явлении и служении. Он называет Его Мужем Отраслью (Зах. 6,
12), говорит о Его входе в Иерусалим (Зах. 9, 9), о Его продаже за 30
серебреников (Зах 11, 12 13), о прободении рёбер Спасителя (Зах. 12, 10; Иоан.
19, 37) и словах Самого Христа, который сказал: поражу Пастыря и рассеются овцы
(Зах. 13, 7; Матф. 26, 31).
16. Пророк МАЛАХИЯ (ангел Иеговы). Его служение можно отнести к 430 г до Р.
Христова. Он обличает Израиля в его порочности и особенно говорит о пришествии
Христа и явлении перед Ним Его предтечи Иоанна Крестителя (Малах. 3, 1 2; 4, 2
и 5, 6).
Из пророчеств Малахии имеется немало ссылок в Новом Завете (Матф. 11, 10; 17,
10 12; Марк. 1, 2; Лук 1, 16 17 и другие).
(Братский Вестник №2-3 1953 г.Я. И. Ж.)