Путь к чистоте и святости жизни

Христианские журналы
Догматика
02.01.2011 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 8975
Неправильное покаяние
В Книге Бытие 3,9 — 13 мы читаем: И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему:
где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и
скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с
которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала
мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты сделала? Жена сказала:
змей обольстил меня, и я ела.

Библия символически (прообразно) рисует картину падения человека. Утрачено
высокое положение человека, в которое он был поставлен Творцом. Утрачена
безгрешность — этот образ святости Божией, а вместе с ней потеряна и
возможность непосредственного общения с Богом. Ведь грех является стеной,
отделяющей человека от Бога. Ушли безвозвратно райское блаженство и радость
ощущения Божьего присутствия, а вместо этого появился страх. Человек перестал
быть свободным, сделался пленником, рабом греха. И все это произошло из-за
одного только неповиновения Божьему указанию.

Чтобы воспользоваться милостью Божией, мы должны совершить покаяние. Покаяние
состоит из трех основных частей: осознания своей вины, исповедания ее и
обращения к Богу всем сердцем и душой с отвращением от греха. А что мы видим из
прочитанного места, как отнеслись к своему греху Адам и Ева? Адаму был задан
Богом определенный вопрос — не сделал ли он дела, которое ему было запрещено?
Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Вместо чистосердечного
признания своей виновности и искреннего покаяния мы слышим от Адама только
объяснение того, как это произошло: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от
дерева, и я ел. — Он выставил причиной нарушения повеления Божия предложение
жены, а поэтому он взял и ел. Чувствуется в этих словах, что он и Бога считает
повинным в своем грехе. А смотрите, как Ева ответила на вопрос Бога: Что ты
сделала? Она сказала: Змей обольстил меня, и я ела. Если Адам сослался на свою
жену и косвенно обвинил даже Бога, то Ева переложила свою вину на змея. Змей
обольстил — он и виноват. Да, это не то покаяние, которое приводит к прощению.

Так многие из нас, вместо сознания своей собственной виновности, ссылаются на
разные причины, породившие наш грех. Некоторые говорят: у меня плохой муж или
плохая жена, а поэтому я выхожу из себя; у меня вырывается злословие и крик, и
еще хуже, — это толкнуло меня на блуд. Или: у меня расшатанные нервы, а поэтому
я такой нетерпеливый и раздражительный. Другие ссылаются на материальные
недостатки, которые якобы заставляют их идти на неправду и брать чужое. Третьи
оправдывают свою неверность Господу грозившей им опасностью потерпеть какой-то
ущерб, что заставило их искать кривые пути в обход правде Божией. А сколько
таких оказывается в годину больших испытаний! И все они стараются доказать, что
иначе и поступить не могли, что это даже мудро с их стороны. Четвертые
выставляют в оправдание проявленную по отношению к ним несправедливость, что
вызвало у них обиду, озлобление, чувство или даже дело мести.

Люди ссылаются на различные соблазны, которые привели их к тому или другому
греху. Надо сказать, что для любого греха, большого или малого, всегда имеется
какая-то причина, какое-то искушение. Но эта причина ни в какой мере не снимает
виновности с согрешившего. Сколько приходилось встречать людей, которые свое
падение в грех, свой отход от Господа, оправдывали тем, что они преткнулись на
брата или сестру. Конечно, по слову Господа, человек, послуживший к
преткновению, к соблазну кого-либо из детей Божиих, понесет большую
ответственность. Об этом Христос сказал в Ев. Матф. 18, 6-7: А кто соблазнит
одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему
мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от
соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого
соблазн приходит.

Да, горе тому из нас, через которого приходит соблазн — брату или сестре.
Такому, как сказал Господь, было бы гораздо более легким наказанием потопление
его в море, чем отвечать ему за это в вечности. Но эта ответственность
соблазнителя ни в какой мере не оправдывает того, кто соблазнился и впал в
грех. Будут отвечать и соблазнитель и соблазнившийся.

Рассмотрим еще пример греха, совершенного в Ветхом Завете и неправильного в
нем покаяния: в 15 главе Первой книги царств рассказывается, как помазанник
Божий Саул нарушил повеление Господа. Пророк Самуил строго обличил Саула и
объявил ему приговор Божий. В стихах 26, 27 и 30 мы читаем: Ты отверг слово
Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем. И обратился
Самуил, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее… И
сказал Саул: я согрешил; но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и
пред Израилем, и воротись со мною, и я поклонюсь Господу, Богу твоему. Обратите
внимание: не отвержение Богом в данный момент волнует Саула, а что уход от него
пророка лишит его почета перед народом.

Какое заблуждение! Саул не сокрушается о том, что своим непослушанием огорчил
Бога, а боится, что ныне он потеряет почтение, авторитет перед старейшинами и
Израилем. Покаяние Саула — пример неискреннего покаяния без должного сознания
своей виновности. Саул получил в тот день желаемое почтение от старейшин и
народа, но Господь отступил от него; царство от него было отторгнуто, и он
погиб, хотя и был в свое время помазанником. Какой это урок для нас! Как часто
мы недооцениваем необходимости искреннего покаяния с исповеданием своего греха
из-за боязни лишиться авторитета. Согрешил, а признаться стыдно — потеряю
почет. Какая польза от этого почета, если душе нашей причинен вред на вечность,
не использовано время благодати, упущена благоприятная возможность снятия
грехов? Одобрение нас Богом дороже всякого почета человеческого.

В Деян. Ап., 7 главе, повествуется, как верный раб Божий Стефан, один из
первых семи диаконов, не получил почтения от людей, а наоборот, оказался
отверженным, поруганным и побитым камнями. А какого почтения он удостоился от
Сына Божия! Христос, восседающий одесную Отца, почтил Своего верного ученика
вставанием. В стихах 54 и 55 мы читаем о том, как в то время, когда члены
синедриона, слушая вдохновенную обличительную проповедь Стефана, рвались
сердцами и скрежетали зубами, Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев
на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. Что может в мире
сем сравниться с этой высокой честью?

А что потерял Давид, исповедав свой тяжелый грех? Ничего, а приобрел многое:
он был прощен, и честь помазанника Божия поднялась еще выше. Поэтому пусть нас
ничто не останавливает в нашем решении иметь чистоту перед Богом и для этого
исповедовать свой скрытый грех.

В 7 главе Книги Иисуса Навина описывается, как израильский народ, сражаясь с
хананеями, одерживал победы, так как благодеющая рука Бога Израилева была на
нем. Но вот, вдруг, израильтяне потерпели большое поражение от жителей Гая,
показав тыл своим врагам. Что произошло? Не сделался ли бессильным Бог,
помогавший доселе Своему народу? Нет, Бог остался неизменным в Своем
всемогуществе, и рука Его не сократилась, чтобы спасать. Но в самих
израильтянах произошло изменение. Об этом мы читаем в 1 стихе 7 главы: Но сыны
Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына
Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень
возгорелся на сынов Израиля.

Вот что произошло: все имущество врагов было заклято, то есть ничего нельзя
было из него брать для своей пользы. Ахан же не выдержал искушения и взял себе
тайком из трофейных вещей, взял заклятое. Он так рассказывал об этом
впоследствии, когда его тайный поступок был обнаружен, и он предстал на суд:
Между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей
серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял
это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним (И. Нав.
7,21).

Но это было обнаружено не сразу. Пришлось проверить весь стан израильский.
Наконец было указано на семейство Аханово, а при проверке его семейства было
показано на него самого. Жестоко поплатился Ахан за свой грех. По суровому
ветхозаветному закону он и его семейство были выведены в долину Ахор, побиты
камнями и вместе со всем их имуществом сожжены.

Обратим сначала наше внимание на последовательность, с которой грех овладевал
Аханом. Сначала он увидел вещи и не положил сразу преграду своим глазам, а
впустил увиденное в сердце свое. Это мне полюбилось, — говорит он. Он не вырвал
из сердца проникший туда соблазн. И вот руки его теперь повинуются греховному
влечению сердца и берут заклятое, а затем прячут, закапывая в землю.

Так в настоящие дни грех в большинстве случаев приводит души к падению. И
сейчас существуют три роковые ступеньки, ведущие не вверх, а вниз, в погибель:
увидел, полюбил, взял. Будем же остерегаться этих ступенек, издали их замечая,
чтобы нога наша не коснулась и первой из них.

Заметим еще, что только один человек из общества израильского — Ахан — сделал
грех, взяв и скрыв заклятое, а все общество понесло за это поражение. В
обществе все отвечают за одного и один за всех. Так, если в церкви будет
скрытый, заклятый грех, то будет нести поражение вся церковь. Если тайный грех
будет в семье, произойдет поражение благополучия семьи. Если в тайнике сердца
христианина будет скрываться заклятое — результатом будет поражение всей его
духовной жизни. Надо принимать немедленные и решительные меры, чтобы скорее
обнаружить и вскрыть образовавшийся гнойник, а не замазывать его, ибо это
смерти подобно. Так нас учит Слово Божие.

Когда в Коринфской церкви появилось блудодеяние со стороны одного ее члена, то
она сначала отнеслась благосклонно к согрешившему. Апостол Павел строго обличил
коринфян. Он им писал в 1 Кор. 5, 2: И вы возгордились, вместо того, чтобы
лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. Он посоветовал
очиститься — ст. 7: Итак очистите старую закваску — и принять меры к сделавшему
грех — ст. 13: Итак извергните развращенного из среды вас.

Коринфская церковь послушалась совета апостола и, в результате такого
очищения, испытала большое благословение, что мы видим из Второго послания к
этой церкви. Сколько было слез покаяния, какие извинения, какая проявилась
ревность и какое утешение после печали! Ап. Павел мог засвидетельствовать в 2
Кор. 7,11: По всему вы показали себя чистыми в этом деле. Да и сам согрешивший
через эту меру был спасен. Он искренне покаялся и был прощен. Так и мы не
должны мириться ни с какой нечистотой, проникающей в нашу жизнь.

Важнейшим условием для успеха нашего очищения является суд над собой. Грех в
жизни человека проявляется по-разному. Есть проявления греха в грубой форме,
как убийство, кража, пьянство, что мир сразу увидит и осудит; но есть более
тонкий грех, который мир не заметит и не осудит: сказать незаметную ложь,
допустить какую-либо непристойность для звания христианина. Духовный же
христианин это заметит. Но есть много тонких грехов, скрытых и для окружающих
верующих. Например, живет христианская семья. Проходит неделя, другая, а
супруги не читают Библии, в семье происходят ссоры, грубости, раздражения.
Никто из церкви не видит этого. Может быть, и на собрания эти супруги приходят
и выглядят ангелами света. А Бог видит и судит. Поэтому независимо от того,
видят ли наши согрешения люди или не видят, надо чаще приближаться к Источнику
света и при Его лучах обнаруживать в себе всякую нечистоту, всякий грех, и
самим судить себя за него перед Господом, в молитве исповедуя его. А молиться
не так, как часто можно слышать: Если я согрешил, прости меня. Молящийся так,
значит, не видит, не сознает и не исповедует своего греха, а поэтому и молитва
такая — не покаяние. Определенно согрешил — так определенно и говори, в чем
согрешил; суди себя за этот определенный грех, — только тогда он будет снят.

Не следует откладывать суда над собой, чтобы не опоздать. Как мы видели, Ахан
признался в своем проступке, но слишком поздно. Тебе, Ахан, надо было покаяться
вчера, а что же ты каешься сегодня, когда Господь открыл твой грех и уже судит
тебя. Так и теперь Господь говорит: покайтесь, а мы откладываем, и вот придет
день, когда Господь будет открывать наши грехи и судить за них. Тогда будет
Аханово покаяние — это слишком позднее покаяние. Будем же сейчас судить себя за
всякий грех: за мысль, за слово, за чувство, за раздражение, за осуждение
другого, за всякую нечистоту, большую и малую. Только таким образом будет
совершаться наше освящение.

Исправление

Прочтем Ев. Матф. 3,8: Сотворите же достойный плод покаяния; Ев. Иоан. 8,11: И
Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Слова из первого прочитанного места были сказаны Иоанном Крестителем фарисеям
и саддукеям, пришедшим к нему креститься. И сказал он эти слова потому, что
усмотрел в идущих к нему людях только видимость покаяния, без желания изменить
свою греховную жизнь.

Слова же из второго прочитанного места сказаны Христом женщине, взятой в
прелюбодеянии, которую привели к Нему книжники и фарисеи, может быть те же, что
приходили к Иоанну на Иордан. Мы знаем, что привели ее с целью строго осудить
по закону Моисееву, а Христос поступил с ней по Своему закону, закону
благодати, простив грешницу.

И вот какой урок Господь хочет нам преподать из этих прочитанных мест. Он
хочет, чтобы наше покаяние имело плод, заключающийся в том, чтобы после смятия
с нас греха, после того, как мы: услышали из уст Божиих: И Я тебя не осуждаю, —
идти и впредь не грешить. Можно не сомневаться, что именно так и произошло с
этой женщиной: ее прежняя жизнь коренным образом изменилась на обновленную
жизнь, на жизнь чистоты и святости, и она стала ученицей Христовой. Ведь
Господь не только повелевает после прощения впредь не грешить, но дает силу
побеждать грех, перестать быть его пленником.

Мы имеем греховную природу. Грех входит в нашу плоть от утробы матери. В Пс.
50, 7 Давид говорит: Вот я в беззаконии зачат я во грехе родила меня мать моя.
И наша плоть остается подверженной закону греховному, находящемуся в членах
наших в течение всей нашей жизни. Трагедия человека, бедственное его положение
заключается в том, что он стал рабом греха и сам по себе не может от него
избавиться. В Римл. 7, 19 и 24 ап. Павел говорит: Доброго, которого хочу, не
делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! Кто избавит меня от
сего тела смерти? И далее на этот вопрос он отвечает — Римл. 8, 1 — 2: Итак нет
ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по
духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона
греха и смерти.

В результате обращения ко Христу и рождения свыше, тело наше стало храмом
живущего в нас Святого Духа, и Его безгрешная природа живет в каждом рожденном
от Него. В 1 Кор. 3, 16 читаем: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий
живет в вас? Теперь наш дух уже не один, а вместе со вселившимся в него Духом
Святым ведет борьбу против греховной плоти и может одерживать победу. Вот это и
есть достойный плод покаяния, и мы имеем полную возможность выполнить повеление
Господа: Иди и впредь не греши! Но поскольку греховная плоть остается у нас до
самой смерти, то борьба с ней не должна прекращаться ни на одну минуту до конца
жизни. При этом в течение всей нашей жизни мы будем открывать в себе всё новые
и новые несовершенства, от которых мы, с помощью Духа Святого, должны
освобождаться. В этом заключается наша жизнь освящения. Тогда она будет тем
успешнее, чем всё меньше мы будем становиться в своих глазах, и наоборот: когда
в своих глазах мы вырастаем, мы лишаемся благодати, препятствуя возрастающим
нашим я действовать в нас Духу Святому.

Надо сказать, что важнейшее условие успеха борьбы с греховной природой нашей
плоти за чистоту своего сердца — это непримиримая ненависть ко всякому греху
без исключения, большому и малому. В подтверждение этой мысли разберем
несколько мест Священного Писания.

Евр. 1,9: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя
Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих. Эти слова произнесены в
адрес Сына Божия, Господа нашего Христа, но целиком относятся и к нам, к детям
Божим. Когда Бог будет исполнять нас елеем радости? Тогда, когда мы
возненавидим беззаконие, а правду возлюбим.

В Откр. 2, 6, обращаясь к Ефесской церкви, Дух Святой говорит: Впрочем то в
тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Заметим,
что здесь говорится о ненависти не к самим Николаитам — к людям, а к их делам,
ко греху николаитов. Ведь Христос, ненавидя грех, любит грешника и желает его
спасти. Николаиты появились среди христиан первого века и стали так называться
по имени диакона Николая. Сущность их дел и учения заключалась в том, что они
благодать Божию стали превращать в повод к распутству. Они учили так: Останемся
во грехах, а благодать Божия всё покроет, и даже от этого она умножится. По
этому поводу ап. Павел в Римл. 6, 1 — 2 писал: Что же скажем? оставаться ли нам
в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам
жить в нем? Как убедительно сказано! Умерший не живет. Умерший для греха уже не
может жить во грехе.

Но Николаиты были не только в первом веке, они были во все века существования
Церкви; есть они и сейчас. Тот из нас, кто не имеет ненависти к своим грехам и
живет в них, принадлежит к николаитам.

Но не будем отыскивать николаитов среди других. Если мы скажем: вот брат —
николаит, вот сестра — николаит, или: вот служитель — николаит, — в этом будет
мало пользы; а если каждый в себе увидит признаки николаитов, то есть
благосклонное отношение к своему греху, тогда будет больше пользы, потому что
мы можем покаяться в этом и исправиться. Для Бога все грехи ненавистны. Дух
Святой не сделал никакого разделения их на большие и малые. Это мы видим из
Гал. 5, 19-21, где читаем: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд,
нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть,
гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство,
бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что
поступающие так Царства Божия не наследуют.

Смотрите — все эти грехи показаны вместе, в одном сообществе. Здесь и
прелюбодеяние и нечистота, идолослужение и зависть, убийства и распри, пьянство
и соблазны и тому подобное, что и не значится в этом списке видов греха.

Вот так мы должны смотреть на наши грехи: рассердился — как будто я убил;
допустил похотливое чувство — как будто я прелюбодействовал; позавидовал — как
будто я впал в идолослужение, — тогда у нас будет ненависть ко всем грехам, в
том числе и к маленьким. Бог освобождает нас от тех грехов, которые мы
ненавидим. Господь освободил нас от пьянства, воровства и других так называемых
грубых грехов, потому что мы возненавидели их, а от греха, который лелеем, Он
не освободит. Не величина греха определяет смерть, а то, как мы относимся к
нему. Многие христиане рассуждают так: Если я грешник, то я благородный
грешник. Я позволяю себе только иногда рассердиться, да поругать, иногда
сказать небольшую ложь. И вот этот благородный грешник с нераскаянным
неоставленным маленьким грехом испытает на себе великое возмездие правосудия
Божьего. Это видно из прочитанного, где сказано, что поступающие так Царствия
Божия не наследуют. То же самое мы можем видеть из слов, записанных в Откр. 21,
8: Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и
идолослужителей, и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою: это —
смерть вторая. Озеро, горящее огнем и серой, — это символическая картина огня
осуждения совести, огня страшной тоски и печали. Заметим, что наряду с убийцами
и любодеями в огонь этого озера окунутся боязливые и лжецы всех рангов и
калибров, конечно те, которые своевременно не раскаялись.

Для лучшего уяснения мысли, что не величина греха определяет степень
наказания, а наше к нему отношение, посмотрим несколько примеров из Слова
Божия. Жили два мужа на земле: Давид и Саул. Давид совершил страшный грех, но
возненавидел его, раскаялся, оплакал, и Господь его простил. Саул же сделал как
будто меньший грех — грех непослушания, но не возненавидел его и не раскаялся
искренне от всего сердца, и был отвержен Богом.

По притче Господа, у некоторого человека было два сына. Один из них, младший,
совершил большой грех. Он ушел с дерзостью из отцовского дома, пустился в
развратную жизнь, но потом, придя в себя, возненавидел свой поступок и
раскаялся, чем принес большую радость отцу и был прощен. Его старший брат не
уходил из дома от отца и не вел распутной жизни, но допустил неприязнь к своему
меньшему брату и ропот на своего родителя: Ты не дал мне и козленка… Грех как
будто гораздо меньший, но причинил большую боль отцовскому сердцу и остался
нераскаянным.

Член Коринфской церкви, совершивший неслыханное блудодеяние и отлученный за
это от церкви, после искреннего покаяния и исправления был прощен. А члены
Иерусалимской церкви Анания и Сапфира не были ни блудниками, ни пьяницами, они
только утаили от церкви некоторую сумму из своих собственных денег, но не имели
ненависти к своему греху, своевременно не раскаялись и были строго наказаны.

В Ев. Матф. 21, 31 мы читаем слова Господа: Истинно говорю вам, что мытари и
блудницы вперед вас идут в Царство Божие. Почему? Потому что они, осознав и
возненавидев свой грех, каются в нем и получают прощение, а фарисеи, мирясь со
своими малыми грехами, не сознают нужды в покаянии и остаются непрощенными.

Всякое согласие хотя бы с маленьким грехом — это Свободный вход сатаны в наше
сердце, и через это в нас не может быть осуществлено-безраздельное Царство
Божие.

Итак, грехи надо ненавидеть все без остатка, и тогда Христос сделает нас снега
белей. Для этого пролита Его драгоценная кровь.

В заключение прочтем из 1 Петр. 2, 24: Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на
древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы
исцелились. В этих словах выражено и наше спасение и наше освящение. Спасение
наше в том, что Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо. А призыв к
освящению в словах: Дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Обратим
внимание на то, что для избавления нас от грехов потребовалось Господу вознести
их на древо Телом Своим: что гвозди, которыми прибиты наши грехи к этому древу,
прошли через руки и ноги нашего Спасителя, и мы получили исцеление в ранах Его.

Пусть этот образ Христа, вознесенного на крест и пригвожденного к нему вместе
с нашими грехами, всегда будет перед нашим взором! Вот откуда должна питаться
наша пламенная любовь к Господу, жажда нашего преображения в Его образ, и
непримиримая ненависть ко всякому нашему греху — большому и малому, как причине
страданий Господа. И сегодня Христос, с высоты Голгофского креста, смотря на
нас, говорит каждому: Видишь, чем Я снял с тебя осуждение? Иди же, друг, и
впредь не греши! Живи теперь для правды!

Братский Вестник №6 1967 г
В. И. Лебедев