Рождество Христово

Христианские журналы
Догматика
24.12.2010 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 8063

Явление ангела Гавриила

Лук. 1, 26 — 38

Праздник Благовещения, знаменующий собой явление ангела Гавриила деве Марии,
совпадает со временем, когда Церковь Христа вспоминает страдания и смерть
своего Спасителя. И это совпадение имеет определенное значение для всех детей
Господних.

В благой вести ангела Гавриила деве Марии говорится о рождении от нее
«Святого», то есть чистого и непорочного существа. А страдания и смерть Христа
— это страдания и смерть Безгрешного за грешников. Праздник Благовещения
подчеркивает абсолютную чистоту и непорочность Агнца Божия, закланного на
Голгофе за грехи мира. Вот почему Благовещение и Пасха имеют духовное родство и
тесно связаны между собой.

В день Благовещения мы знакомимся с ангелом Гавриилом, девой Марией и Сыном!
Божиим Иисусом Христом, Который примет человеческую плоть.

Познакомимся поближе с ангелом Гавриилом. Имя «Гавриил» означает «муж Божий».
Из всех легионов ангелов Библия называет по имени только двух из них: Михаила и
Гавриила. Гавриил как посланник Божий упоминается два раза в Ветхом Завете и
два раза в Новом Завете. В Ветхом Завете он являлся оба раза пророку Даниилу, о
чем мы читаем в восьмой и девятой главах Книги пророка Даниила. А в Новом
Завете его первое явление было священнику Захарии с благой вестью о рождении
Иоанна Предтечи и второе явление — деве Марии в Назарете с благой вестью о
рождении Христа-Мессии.

Есть картина известного художника, которая изображает явление этого великого
служителя Божия Гавриила деве Марии. Мария сидит за чтением Библии, палец ее
указывает на то место, которое привело ее к размышлению, а именно — на Книгу
пророка Исайи 7, 14: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве
приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил». В этот момент и явился ей
ангел Гавриил и поприветствовал ее словами: «Радуйся, благодатная! Господь с
тобою; благословенна ты между женами».

Посмотрим теперь на деву Марию. До явления ей ангела Евангелие ничего не
говорит о ней. Ничего не сказано и о ее родителях. Но мы знаем из Евангелия:
она жила в «Галилее языческой», в «Назарете», о котором Нафанаил сказал: «Из
Назарета может ли быть что доброе» (Иоан. 1, 46)? Известно, насколько были
испорчены жители этого города, и как они после благословеннейшей проповеди
Христа «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их
был построен, чтобы свергнуть Его» (Лук. 4, 29).

И вот среди такого испорченного люда Мария хранила чистоту своей юной души и
любила Господа всем своим сердцем. Эта чистота сердца Марии особенно выделялась
среди окружавшей её греховной нечистоты. При этом Марию подстерегала большая
опасность: возгордиться от почести, оказанной ей Богом — ведь она станет
матерью Спасителя мира! Большая опасность ожидала также и Церковь Христа:
поставить ее рядом со Христом и поклоняться ей как посреднице между Богом и
людьми.

Но дева Мария не возгордилась: она оставалась смиренной во все дни своей
жизни. Она всегда сознавала себя скромной ученицей своего божественного Сына,
ни на минуту не забывая о том, что Он родился от Духа Святого. В день
Благовещения она назвала себя «рабой Господней» (Лук. 1, 38) и была таковой до
последнего дня своей жизни, — именно рабой Господней, а не «царицей небесной»,
как называют ее некоторые. Слова, сказанные ею на браке в Кане Галилейской —
«что скажет Он (Христос) вам, то сделайте» (Иоан. 2, 5) — относятся не только к
служителям мира, но и ко всей Церкви Христа.

Мария являлась образцом и примером послушания своему божественному Сыну Иисусу
Христу. Смиренно приняла она у подножия креста Голгофы повеление распятого
Христа — отныне считать своим сыном Иоанна: «Жено, се, сын твой» (Иоан. 19,
26). Она — «благодатная», благословенна «между женами», и ее «ублажают все
роды» за то, что она благословенная «раба Господня».

Мы высоко чтим апостола Павла, но и его мы чтим как благословенного «раба
Иисуса Христа», как того, кто отдал всю свою жизнь на служение Господу и для
прославления Его имени на земле.

Каким же мы видим Иисуса Христа в благой вести Гавриила деве Марии? «И вот…
родишь Сына и наречешь Ему имя: «Иисус» (Лук. 1, 38). «По плоти Христос был
«Сыном Человеческим», а по духу Он был «Сыном Божиим». Именно таким мы знаем
нашего Господа и Спасителя: как Сына Человеческого и как Сына Божия, как
истинного Человека и истинного Бога.

«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и будет царствовать над домом
Иакова вовеки, и царству Его не будет конца».

В словах ангела Гавриила содержится величайшее и отраднейшее пророчество,
во-первых, об обращении «дома Иакова», то есть ветхозаветного народа ко Христу,
и, во-вторых, о Царстве Христа, которому не будет конца. Это пророчество ангела
Гавриила соответствует предсказаниям пророков Иеремии и Даниила: «Будут служить
Господу, Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (Иер.
30, 9); «И Ему дана власть, слава и Царство, чтобы все народы, племена и языки
служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и
Царство Его не разрушится» (Дан. 7, 14).

Апостол Павел в Послании к Филиппийцам 2, 10 — 11 говорит, что перед именем
Иисуса Христа преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних… и
всякий язык» исповедует, «что Господь — Иисус Христос». А в Откр. И, 15 мы
читаем: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет
царствовать во веки веков».

Второе пришествие Христа будет началом вечного Его Царствия. Теперь мы следуем
за Христом, неся крест и участвуя в Его страданиях. А когда Он придет во второй
раз, наш крест сменится венцом славы. Поэтому мы должны терпеливо ожидать этого
славного дня — дня Его пришествия; мы должны бодрствовать и молиться, чтобы
этот день не застал нас врасплох.

Мария обратилась к.ангелу Гавриилу с вопросом: «Как будет это?» Подобный
вопрос задал Христу и Никодим, когда услышал о необходимости рождения свыше:
«Как это может быть» (Иоан. 3, 9)?

На вопрос девы Марии ангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на тебя и сила
Всевышнего осенит тебя…» Дух Святой — вот Кто совершит Тело, в Котором будет
обитать Сын Божий на земле. Дух Святой, Он же Дух Божий и Дух Христа, сотворил
вселенную, как мы читаем об этом в Быт. 1, 2 и в Иоан. 1, 3. Этот же Дух Святой
сотворил и в нас нового человека и продолжает творить в нас образ Христа. Будем
благодарить Господа, что Он все снова и снова напоминает нам о Духе Святом и
Его животворной силе.

Вифлеем

Лук. 2, 1 — 7

Рождественская весть Евангелия начинается словами: «В те дни вышло от кесаря
Августа повеление сделать перепись по всей земле…»

Величественный город Рим и маленький городок Вифлеем. Что общего между ними?
Затем: кесарь Август, первый император только что образовавшейся Римской
империи, и плотник Иосиф со своей женой Марией — что также общего между ними?
Так и хочется сказать, что между ними нет ничего общего.

И все же между ними имеется большая связь. В чем же она заключалась? В том,
что благодаря распоряжению, вышедшему из Рима, Вифлеем стал местом рождения
Христа, Спасителя мира: повеление кесаря Августа о переписи привело к тому, что
дева Мария родила божественного Младенца Иисуса не в Назарете, где она
проживала, а в Вифлееме, где Ему должно было родиться согласно пророчеству.

Однако при этом мы должны знать, что дело все же заключалось не в Риме и не в
кесаре Августе, а в великом, всесильном Господе, в руках Которого находился Рим
и его кесарь — Август. Великий Бог сказал некогда пророку Иеремии: «Я бодрствую
над Словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось» (Иер. 1, 12).

За семьсот лет до прихода кесаря Августа к власти Господь сказал через пророка
Михея: «И ты, Вифлеем — Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен
быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5, 2). Итак, Христос должен был родиться в
Вифлееме. А дева Мария жила в Назарете. Если она родит в Назарете, значит
пророчество окажется ложным.

И вдруг пришло от кесаря повеление, которое гласило: «Все на перепись, причем
каждый в свой город»! В самом срочном порядке Мария с Иосифом отправляются в
свой родной город — Вифлеем, и там рождается Спаситель мира Христос. Таким
образом пророчество исполнилось в точности. И для исполнения этого пророчества
кесарь Август оказался орудием в руках Божиих, хотя сам он и не знал Бога,
будучи язычником.

Приведем еще другие примеры того, как бодрствует наш Господь над Словом Своим.
Иосиф, сын Иакова, находился в Египте; без всякой вины его бросили в темницу, и
он стал беспомощным узником. А в плане Божием ему предназначена большая задача:
спасти свой народ во время засухи от голодной смерти.

Как же этот бедный узник должен был выполнить Божий план, относящийся к нему и
к его народу? Ответ на этот вопрос мы находим в 41-й главе Книги Бытия. Господь
послал фараону два вещих сна, которые мудрецы его страны не в силах были
истолковать. И в то время царский виночерпий вспомнил про Иосифа, который
истолковал ему его сон, когда он был вместе с ним в темнице. Этот виночерпий
посоветовал фараону обратиться к Иосифу за истолкованием его загадочных снов.
Таким образом Иосиф был приглашен из темницы во дворец. Господь открыл Иосифу
значение снов фараона, и в результате вместо мрачной темницы он оказался
приближенным фараона, вместо оков на его руке заблестел перстень фараона (Быт.
41, 42). Так была исполнена воля Божия в отношении Иосифа.

Вспомним другого мужа веры — Даниила. Он пленник в Вавилоне, но Всевышним было
намечено ему высшее место в вавилонском царстве. Как же Господь исполняет Свою
волю в отношении Даниила? Он лишил памяти царя Навуходоносора, и последний
забыл сон, который он видел; и когда Даниил с помощью Божией напомнил
Навуходоносору его сон и истолковал значение его, тогда царь возвысил его и
«поставил его над всею областью, то есть над всею страною вавилонскою» (Дан. 2,
48).

Вспомним также Мардохея во дни Есфири. Мардохей по замыслу своего злейшего
врага Амана должен был быть умерщвлен. Уже было приготовлено и дерево для
повешения на нем Мардохея. Воля же Божия в отношении его была другая: он должен
был занять высокий пост у царя Артаксеркса и с помощью царицы Есфирь спасти
жизнь своего народа, обреченного злобным Аманом на уничтожение.

Как же в данном случае Господь бодрствовал над Словом Своим, чтобы была
исполнена воля Его? Мы знаем, как это произошло: в ночь, накануне дня, когда
Мардохей должен был быть казнен, Господь отнял сон от царя; и, лишившись его,
царь занялся «памятной книгой» с дневными записями в ней. И что же? В этой
памятной книге он встречает имя Мардохея и благодеяние, которое он оказал
Артаксерксу. И царь решает его наградить. И вместо виселицы Мардохей был
представлен народу на царском коне, в царском одеянии и с царским венцом на
голове (Есф. 6, 1 — И).

Но вернемся в Вифлеем. Господь ради исполнения Своего божественного Слова в
нужный час внушил кесарю римской империи Августу сделать перепись по всей
земле. Эта перепись привела деву Марию в Вифлеем и содействовала исполнению
пророчества о рождении Христа — Мессии в Вифлееме. Таким образом Господь через
кесаря Августа привел деву Марию в нужный час в Вифлеем и дал ей возможность
родить Иисуса Христа именно в Вифлееме.

«И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому
что не было им места в гостинице».

Не только Вифлеем, но и пещера, где родился Христос, явилась исполнением
пророчества пророка Исайи 33, 16 — 17: «Убежище Его — неприступные скалы…
Глаза твои увидят Царя в красоте Его».

Палестина — страна пещер, и большинство хлевов помещалось именно в них. И
особенно много пещер было в меловых скалах Вифлеема. В одной из таких пещер и
родился наш Спаситель Христос.

Слава Господу, что наши глаза увидели «Царя в красоте Его».

«Слово стало плотию…»

Иоан. 1, 14

«Слово стало плотию». Это совершилось, как известно, в маленьком городке
Вифлееме, согласно пророчеству Михея: «Ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между
тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в
Израиле…» (Мих. 5, 2).

«И обитало с нами, полное благодати и истины». Это происходило в Палестине, то
есть в Галилее, Самарии и Иудее, где проходила жизнь и деятельность нашего
Господа Иисуса Христа. Христос обитал на нашей земле тридцать три с половиной
года. Евангелие упоминает только две даты из Его земной жизни: в
двенадцатилетнем возрасте Он удивлял учителей в Иерусалимском храме (Лук. 2, 42
— 47), а в тридцать лет после крещения от Иоанна Он начал Свое открытое
служение (Лук. 3, 23).

Какова же цель пришествия в наш мир Иисуса Христа? Ответ на этот вопрос дает
нам Ев. Иоанна 1, 18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в
недре Отчем, Он явил». В Иисусе Христе невидимый Бог стал видимым. Христос Сам
говорит об этом в Ев. Иоан. 14, 9: «…видевший Меня видел Отца». Все
божественные свойства невидимого Бога, о которых говорит нам Библия, были
явлены в земной жизни нашего Господа Иисуса Христа.

В Иисусе Христе была явлена абсолютная святость Бога. В 1 Петр. 2, 22 мы
читаем: «Он не сделал никакого греха». В Иисусе Христе было явлено
всемогущество Бога. Мы читаем на страницах Евангелия о власти Христа над
природой, над болезнями и даже над смертью. Одним только словом Он усмирял
бури, врачевал больных и воскрешал мертвых. В Иисусе Христе было явлено
всеведение Бога. Мы читаем о всеведении Христа в Иоан. 2, 25: «Он не имел
нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке: ибо Сам знал, что в человеке».
Мы знаем пророчества Христа — о Своей смерти, о Своем воскресении, о разрушении
Иерусалима и о Своем втором пришествии во славе; Он знал, что Петр трижды
отречется от Него, и сказал ему об этом. В Иисусе Христе была явлена также и
любовь Отца Небесного. Вся жизнь Христа на земле была жизнью любви, и лучи Его
любви были целительными для всех людей, которые с Ним соприкасались.

В Иисусе Христе Бог, казавшийся людям далеким, стал близким. Воплем
человечества, направленным к Богу, были слова Исайи 64, 1: «О, если бы Ты
расторг небеса и сошел!» Этот вопль достиг небес, и Бог сошел на нашу землю.
Сошедший на землю Господь носил и продолжает носить три драгоценных для нас
имени: Иисус, Христос и Еммануил (Матф. 1, 23).

Каждое из этих трех имен Бога, пришедшего к нам в мир во плоти, много говорит
нашему сердцу. «Иисус» — значит Спаситель; «Христос» — значит Мессия, то есть
«Помазанный». В Ветхом Завете совершалось три рода помазания: помазание в
первосвященники, помазание в царя и помазание в пророки. И Христос носит в Себе
это троякое помазание, ибо Он — Первосвященник, Царь и Пророк.

При чтении Нового Завета можно заметить, что имя «Иисус» встречается, главным
образом, на страницах четырех Евангелий, а имя «Христос» занимает много места
на страницах посланий апостолов. И это естественно: четыре Евангелия повествуют
нам об Иисусе-Спасителе и описывают подробно, как Он совершил спасение
грешников на кресте Голгофы. Послания же апостолов говорят нам о Христе не
только как о Спасителе грешников, но и как о Первосвященнике Церкви и Царе
Царства Божия. И хотя мы только один раз в Новом Завете встречаем имя
«Еммануил», оно стало бесконечно дорогим для нас, ибо говорит нам о том, что в
Иисусе Христе мы имеем Бога, пребывающего с нами. И несмотря на то, что Иисус
Христос покинул в день вознесения нашу землю, Он остался Еммануилом — Богом с
нами. Ведь Он, уходя с нашей земли на небо, сказал: «Се, Я с вами во все дни до
скончания века»,

В Иисусе Христе говорит нам Бог. Мы читаем в Послании к Евреям 1,1 — 2: «Бог,
многократно и многообразно говоривший издревле Отцам в пророках, в последние
дни сии говорил нам в Сыне…» В учении Иисуса Христа мы имеем учение всей
Библии. Христос говорит о всех истинах Писания. Он говорит о богодухновенности
и вечности Слов Ветхого Завета. Христос дает простое, ясное и вместе с тем
краткое учение об Отце Небесном. В Его словах мы имеем учение о Духе Святом; о
Царствии Божием; о чистом сердце и святой жизни; о рае и аде; о Его втором
пришествии и суде над человечеством. Учение Иисуса Христа — это вероучение
Библии, это самая прекрасная догматика, данная нам Самим Богом, ибо в Иисусе
Христе говорил Сам Бог.

В Иисусе Христе человечеству дан пример и образец истинного христианства. Сам
Христос говорит: «Я дал вам пример…» (Иоан. 13, 15). И Он говорит всем Своим
ученикам: «Следуйте за Мною!»

Но печальным явлением нашего времени является равнодушие многих людей ко
Христу. И причина этому заключается в том, что люди смотрят не на Христа, а на
христиан; а христиане в большинстве своем, к сожалению, представляют своего
Учителя в искаженном виде.

О, если бы мы жили по примеру Христа и являли окружающим нас людям Его образ,
полный удивительной красоты! Но мы должны признаться: в нас мало видно Христа.
Не многие из христиан могут говорить словами апостола Павла: «Подражайте мне,
как я Христу» (1 Кор. 4, 16).

Но самое главное, что мы должны знать о цели пришествия в наш мир Иисуса
Христа, — это то, что Он пришел для того, чтобы умереть за нас. Последняя Книга
Библии — Книга Откровения Иоанна на всех своих страницах говорит о Христе как
Агнце, закланном за грехи мира. Это значит, что Христос пришел на землю для
Голгофы, что Вифлеем и Голгофа должны всегда стоять рядом, поскольку Иисус
Христос родился, чтобы умереть за грехи наши и воскреснуть для оправдания
нашего.

Братский вестник №6 1977 г.
А. В. Карев