Христианские журналы
Догматика
05.10.2009 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 4640
«И сказал Сидящий на престоле, се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо
слова сии истинны и верны». — Откров. 21, 5.
Дорогие братья и сестры! Может ли кто-нибудь из вас ответить на такой вопрос:
что делает сейчас Господь? Признаюсь вам, что подобный вопрос раньше мне
никогда не приходил в голову, поэтому я и не мог бы дать на него сразу краткого
и исчерпывающего ответа. Но на него отвечает Сам Господь, Который говорит: «Се,
творю все новое». Это самый краткий и в то же время самый полный и
исчерпывающий ответ.
В начале дней Господь сказал: «Да будет свет!», Кому это сказал Он? Разве
кто-нибудь мог слышать Его голос в пустом хаотическом пространстве? О, Его
голос не прозвучал как фраза, состоящая из не скольких слов какого-нибудь
наречия. Его голос был не звуком и не мертвым словом — это была божественная
сила, выполняющая властное приказание своего Властелина. И это был Его голос.
«Да будет свет!» — произнес Он. Никакое эхо не различало этих звуков, но
мельчайшие пылинки вселенной подчинились им: их беспорядочные, хаотические до
того движения, стали принимать новые направления, новый чудесный закон
постепенно овладевал этими движениями, в них появились стройность и
согласованность, обнаружилась единая цель. И чудо — по необъятным просторам
вселенной полились волны света. «И стал свет!» Сияющие лучи его наполнили все.
Теперь мы так привыкли к свету, что подчас и не ценим его. Мы не отдаем себе
отчета в том, что свет является великим и чудесным творением Бога. Постараемся
представить себе, что свет погас во вселенной. — Мы и тогда не сможем полностью
оценить его значение. Бедна моя мысль, бедны чувства, беден мой язык, чтобы
описать вам величие первого дня творения, дня явления света. Скажу только — мне
кажется, что сонмы ангелов, прославляющих величие Бога, услышали в тот день и
другое прекрасное торжествующее слово, исходящее из уст Творца: «Се, творю все
новое».
Прочтите первую страницу Библии и пусть слова Божии, запечатленные на ней,
яснее и яснее передадут вам одно вечное, прекрасное слово Бога: «Се, творю все
новое». Посмотрите, как из праха земли поднимается первая жизнь. В ту
отдаленную эпоху солнца еще не было, но остывающая земля была покрыта тонкой
корой, через которую проходило внутреннее тепло, необходимое для жизни
растений. И земля, повинуясь воле Творца, покрывается растительностью,
становится цветущей и плодоносной. «И произвела земля зелень, траву, сеющую
семя по роду ее, и дерево приносящее плод, в котором семя его по роду его». —
Еще новое сотворил Господь. И с каждым новым днем — эпохой творения — Он снова
творит все новое.
Приходит день, когда в мир является человек, венец творения Божия. Тело
человека, его физический организм, блещет непревзойденной на земле гармонией
всех своих частей. Но этого мало. Человек получил от Бога величайший дар —
творческую мысль, которая дает ему почти неограниченные возможности покорять
природу и заставлять ее служить себе. И это еще не все. Человек имеет душу —
высший дар Жизни, — содержанием которой является любовь. Любовь является
основанием всей жизни и деятельности здоровой души. Больше — любовь является
тем краеугольным камнем, на котором утверждено существование всего живого.
Известно изречение: «Мир держится рукою любви». Но что же эта за рука, которая
хранит мир от смерти, от уничтожения? Любовь — это могущественная рука Самого
Бога. Вот, что означают слова: «Человек есть образ Божий». Любовь — образ
Творца в человеке, отражение Его лица. Всякий, имеющий любовь, видит отражение
лица Божия, хотя не всякий сознает это. И когда мы видим любовь — мы видим
отражение славного лица Всемогущего. Каковы же сила и могущество Господа, если
только одно слабое отражение Его в нас поддерживает и хранит жизнь мира! Вот,
что такое человек. Человек — высшее чудо в истории творения.
Мы счастливы, что Господь — великий Творец миров и Отец наш — «вчера, сегодня
и вовеки Тот же». Вчера Он творил все новое, сегодня Он творит все новое и
вовеки веков Он будет творить все новое. Кто-то спросил Лютера, что делал
Господь до сотворения мира? Этот вопрос почему-то рассердил великого
реформатора и он дал на него очень резкий, хотя и остроумный ответ. Но неправда
ли, все мы с радостью услышали бы теперь этот вопрос, потому что Сам Господь
дает на него прекрасный ответ. Что же Господь делал до сотворения мира? — Он
творил все новое!
Мы можем быть вполне уверены в том, что каждая точка мироздания говорит о
непрекращающейся деятельности Творца. Слова его: «Се, творю все новое», звучат
и там, где все нам кажется вечно неизменным или однообразно повторяющимся. Если
бы мы были более проницательны, то мы услышали и прочитали бы эти слова в
движении каждой снежинки, в шелесте каждой травки. Эти слова Божий сияют в
лучах восходящего солнца, они звучат в гимне хвалы, который природа, встречая
день, поет своему Создателю. А когда солнце склоняется к закату, непередаваемым
сочетанием красок Бог пишет эти слова над далеким горизонтом, алеющим вечерней
зарей. И звезды, мерцающие в просторах небес, возвещают эту великую истину.
— Что? Вечная, неизменная природа, каждый день возвещает о новых делах Бога?
Она каждый день показывает Его новые творения, невиданные прежде? — Такое
утверждение не есть ли красивая фантазия расчувствовавшегося поэта?
Нет, друзья мои, это не фантазия. Как ни велико совершенство нашей души для
земли, для неба, она еще весьма несовершенна. И поэтому мы в не в силах ясно
различать все дела Божий. Но придет день — и этот новый день, также будет
сотворен Господом, — придет день, когда мы увидим ясно то, во что только веруем
теперь по Слову Божию; мы убедимся в том, что Господь наш в каждый момент
времени всюду вызывает к жизни нечто новое и прекрасное.
Я уверен, что эти слова Господа в той или иной форме достигли сегодня слуха
многих жителей земли, но меня особенно радует то, что все мы, собравшиеся
здесь, слышим их весьма ясно.
Я должен сказать, что не всякая радость исходит от Господа. Чаще всего радость
определяют как восторженный подъем чувств, а подъем чувств может явиться
следствием разных причин, нередко весьма отличающихся друг от друга по своей
природе. Имея это в виду мы сможем различать по крайней мере три рода радости.
Есть радость, которая пройдя, ничего после себя не оставляет. Это — пустая
радость. Есть радость, которая несет с собой горькие плоды: уныние, упадок
духа, бессилие. Это — греховная радость. Есть радость, которая несет с собой
духовную свежесть, бодрость, силу. Она подобна весне, пробуждающей уснувшую
природу. Она обновляет человека, пробуждает к деятельности уснувшие силы его
души. Эта радость, несущая жизнь — божественная радость. Христос называет ее
Своею, и она, исходящая от Христа, является совершенной (Иоанн. 17, 13).
Мы ошибемся, если будем думать, что божественная радость христианина или
христианки всегда является в восторженном подъеме чувств. Посторонний
наблюдатель может и не обнаружить ее, так как она часто скрывается в тайниках
души. Тем не менее практические плоды этой радости весьма скоро становятся
очевидными. Несколько дней тому назад я беседовал с молодой сестрой, которая
совсем недавно похоронила своего мужа. Несколько счастливых лет прожили они
вместе, беспредельно любя друг друга, дыша друг другом. Лицо сестры
сосредоточено и задумчиво: ее любящая душа все еще видит перед собой дорогой
образ своего супруга. Но, — поверите ли вы мне? — радость не покинула эту
прекрасную душу. Да, дорогие братья и сестры, небесная радость живет в ней, и
каждому она может засвидетельствовать это не только словами, но обаянием
чудного мира Божия, исходящего от нее. Она поведала мне, как она, приняв
последний вздох своего мужа, тут же опустилась на колени. Слезы заливали ее
лицо. Но были ли это слезы душевной тоски и отчаяния? Нет, она почувствовала,
как мир, глубокий мир снизошел в ее душу. Она почувствовала прикосновение
Господа и была спокойна. «Ты, Господи, дал мне его, Ты и взял — да будет Твоя
воля», — молилась она.
Скорби и тяжелые переживания выпадают на нашу долю — такова земля. Но и они не
могут отнять у христианина совершенной радости Христа. Глубокий душевный мир и
невозмутимое спокойствие — вот, что такое радость в скорби у тех, кто целиком и
безраздельно вручили свою жизнь Господу. Это — истинная божественная радость,
потому что она является источником сил и воли к жизни.
Многие из нас на собственном опыте уже убедились в том, что если мы всегда
пребываем во Христе, постоянно взираем на Него, то радость наша будет постоянно
свежей и новой. Душа истинного христианина идет по пути к совершенству и хотя
много хорошего и прекрасного Господь уже дал нам на этом пути, но всей полноты
совершенства мы не достигли еще. Совершенная радость Христа хотя и принадлежит
нам, но мы не обладаем ею в абсолютной полноте. Путь к совершенству, указанный
Христом — это Его путь и он тернист, так как это путь борьбы с грехом. Но
каждая, даже самая маленькая победа, одержанная нами, открывает все новые и
новые радости. «Побеждающий наследует все», — говорит Господь. Каждая новая
победа над грехом дарит нам новую часть этого прекрасного наследия и мы
исполняемся новой радостью, ибо уже здесь, на земле, становимся обладателями
новых сокровищ, полученных из рук Христа. Но главное состоит в том, что Сам
Христос будет становиться все дороже для нас. Все больше и глубже мы будем
познавать, что нашим прекрасным небесным наследием является Он Сам, мы яснее и
яснее будем видеть сияние Этой драгоценной Жемчужины, ибо этим сиянием является
Его совершенная любовь, в которую мы будем проникать все больше.
«Се, творю все новое» — снова не раз услышим мы, ибо каждый новый день будет
являть нам новые доказательства нашего освящения.
Хочется, чтобы все получили новую радость от Господа. И это хочется особенно
потому, что на пороге нового года некоторые люди в смущении задумываются о
своей предстоящей судьбе и желают проникнуть в туманное будущее. Но зачем наша
мысль останавливается перед неопределенным будущим? Возведите очи ваши и
посмотрите на Христа, Который сегодня предлагает всем Свой прекрасный подарок —
Свою святую божественную радость. Друзья мои, кто хотя однажды в жизни
встречался своими глазами со взором Спасителя, тот понимает, какая радость
предлагается ему сегодня. Друзья мои, Сам Христос является нашей радостью! И
радуется тот, кто принял Христа в свое сердце. Если Христос сегодня займет
сердце ваше, то вы услышите Его ободряющий голос. «Се, творю все новое» — это
Его слова.
Вы поймете, что наше будущее со Христом лишено всякой неопределенности и не
так уж загадочно оно, как это нам кажется на первый взгляд. Что может смущать
нас, если Господь обещает нам все новое? Какое бы новое будущее не ожидало нас
впереди, но если Сам Христос — Творец этого будущего — пребывает с нами, то оно
будет светлым и прекрасным. Христос нам дает не только светлый взгляд на
настоящее — с Ним также светло мы будем смотреть в наше будущее.
Итак, дорогие мои, Христос, творящий все новое, да пребывает с нами вовек. Да
озаряет Он нас и в новом году и постоянно Своей небесной радостью,
обновляющейся со дня на день! Аминь.
Группа старших пресвитеров Львовской, Тернопольской, Волынской, Ровеиской.
Измаильской и Черновицкой областей Украины (Братский вестник1947 №1)