Христианские журналы
Догматика
24.06.2011 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 11065
«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой
от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма,
называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм; он, увидев Петра и
Иоанна перед входом во храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном,
всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них,
надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у
меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И
взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и
вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога.
И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога. И узнали его, что это был тот,
который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и
изумления от случившегося с ним» — Деян. 3, 1 — 10.
Это неприметное, на первый взгляд, повествование представляет собой документ
чрезвычайной важности. Прежде всего оно передает с величайшей достоверностью
обстановку, которая царила в Иерусалиме вскоре после смерти, воскресения и
вознесения Иисуса Христа. А это, в свою очередь, свидетельствует о подлинности
и достоверности евангельских повествований. При этом приведенный отрывок
Священного Писания содержит много поучений, назиданий и дает вдохновляющий
пример для всех благовестников Евангелия.
Мы прочитали: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». После
недавних событий, потрясших Иерусалим, начальники иудейские не осмеливались
возбранять апостолам посещать Иерусалимский храм. Но очень скоро, а точнее в
этот же день, они наложат руки на них и отдадут под стражу. А пока апостолы по
обыкновению шли в храм в послеобеденное время (9 часов по иудейскому делению
суток соответствует 15-ти часам нашего времени). Они шли вместе, что
свидетельствовало об их единодушии, об одинаковости их устремлений в поклонении
и прославлении Всевышнего. Какой замечательный пример! Как хорошо, когда мы
единодушно вместе со своими домочадцами и с друзьями посещаем церковь, чтобы
побыть в общении с Господом, послушать Слово Божие и отдохнуть там душой. Что
может быть пре краснее? Поэтому «не будем оставлять собрания своего, как есть у
некоторых обычай» — Евр. 10, 25.
И вот, когда апостолы подошли к храму, то при входе в него они увидели калеку,
которого приносили просить милостыню. Это была обычная в то время и во все
времена картина. Хотя и предпринимались попытки построить общество всеобщего
благополучия, но из этого пока ничего не вышло, и сбываются слова Христа,
Который сказал, что «нищих всегда имеете» — Ин. 12, 8. Всегда были, есть и
будут люди, которые не в состоянии обеспечить себя, и которые зависят от
других, нуждаются в человеческом милосердии, и совсем не имеет значения, кто их
возьмет на содержание: общество или им окажут вспоможение отдельные милосердные
и со страдательные люди. Хорошо, если это сделают и общество, и отдельные
любвеобильные души.
Апостолы заметили просящий взгляд нищего и не прошли мимо него. Мы также
должны замечать и не проходить мимо людей, нуждающихся в нашей по мощи. Будем
помнить, что Господь испытывает наше отношение к Нему чрез отношение и служение
людям, находящимся в нужде. И будем также помнить, что «благотворящий бедному
дает взаймы Господу» — Пр. 19, 17, и что «милосердый благотворит душе своей» —
Пр. 11, 17.
Увидев калеку, апостол Петр всмотрелся в него. Перед взором Петра предстало
все несчастье этого человека. Он уже был немолодой, ему исполни лось сорок лет
— Деян. 4, 22. И от самого рождения он был обузой для других, и это тяготило
его. И все это отрази лось в страдальческом взгляде несчастного. Апостолу стало
жаль этого человека. Сказано, всмотревшись в него, апостол Петр сказал ему:
«Взгляни на нас»! И он пристально смотрел на них. Глаза апостола встретились с
взором калеки. И тут мы скажем: как хорошо иметь право и дерзновение смотреть
прямо в глаза людям. Это царствен ное достоинство, но для этого нужно иметь
чистую совесть и незапятнанную репутацию. Ох, как это важно! И ради этого нужно
от многого отказаться, быть на страже сердца, помыслов и желаний.
Апостолы могли смотреть в глаза всех людей и в глаза этого нищего. Они были
открыты совести каждого человека.
«Взгляни на нас» и посмотри, мы люди не книжные, но у нас есть нечто от
Господа, что может изменить всю твою жизнь.
У нас нет «ни нечистых побуждений, ни лукавства, но Бог удостоил нас того,
чтобы вверить нам благовестие (и у нас нет) ни слов ласкательства, ни видов
корысти не ищем славы человеческой» — 1 Фее, 2, 3, но нами движут сострадание и
любовь к ближним и желание помочь им найти высшее благо. И, очевидно, хромой
увидел по глазам апостолов, что они люди добрые; сердце его размягчилось, он
расположился к ним и проникся доверием.
«Серебра и золота нет у меня», — сказал апостол Петр нищему.
Еще не беда, если церковь или отдельные христиане не имеют ни серебра, ни
золота. Это не столь важно. Более важно то, чтобы они были богаты в Боге: в
этом случае им будет, что дать окружающим их людям. Апостол Павел
свидетельствовал: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем
обладаем» — 2 Кор. 6, 10.
Если и мы изобилуем благодатью Святого Духа, то будем в состоянии
облагодетельствовать многих людей, сможем помочь им в их переживаниях, исканиях
и тревогах.
Если же мы сами духовно нищи, жалки, слепы и наги — От. 3, 17, то не будем
обманывать себя и других; не будем обещать им дать то, чего не имеем сами. И
для того, чтобы оправдывать надежды и чаяния наших слушателей, нужно иметь
нечто. Весь вопрос в том, что мы имеем и имеем ли?
Апостол Петр мог сказать ожидавшему от него помощи: «что имею, то даю тебе: во
имя Иисуса Христа встань и ходи, и вдруг укрепились его ступни и колена».
Можно себе представить ту радость и счастье, которые испытал этот
облагодетельствованный Господом человек. Он «вскочив стал, и начал ходить, и
вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога». До этого он не мог сам войти в
храм, другим было не до него. Теперь же он сам без посторонней по мощи мог
войти в дом молитвы и возносить славословие Подателю всех благ. Как это
милостиво и велико.
Чудо, совершенное апостолом Петром во имя Иисуса Христа, вызвало ужас и
изумление у народа. Больше оно сделать не могло. Поэтому апостол воспользовался
этим поводом и, обратившись к народу, призвал его к покаянию, сказав: «Мужи
Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею
силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог прославил Сына Своего
Иисуса. и ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и
знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление. Итак покайтесь и
обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица
Господа» — Деян. 3, 12 — 20.
Только слово о распятом Христе может спасти тех, кто принимает Его с верой и
кто творит достойный плод покаяния, ибо только через покаяние лежит путь к
возрождению, потому что нельзя войти в новую жизнь, не отложив «прежний образ
жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» — Еф. 4, 22.
Необходимо освободиться от гнета греха, и сделать это может только Иисус
Христос, как и сказано: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» —
Ин. 8, 36.
Итак, хромой, сидевший у Красных во рот Иерусалимского храма и ожидавший
милостыни от апостолов, получил по вере несравненно больше — исцеление своего
недуга и вожделенную свободу, позволяющую ему хвалить и славить Творца.
По примеру апостолов будем и мы единодушно вместе посещать в положен ное время
наши богослужения, будем творить дела милосердия и будем по ступать во всех
случаях жизни так, чтобы иметь возможность прямо смотреть в глаза людям. А
наипаче всего будем без устали призывать людей к покаянию, пока длится день
спасения, пока не кончилось лето Господне благо приятное.
(Братский Вестник 1990 г. №4 В. Куликов)