Статьи
08.05.2008 г. | Сергей | Просмотров: 10499
2.3 Частичный пост (Дан. 1:8,11-12)
Самый простой пост, если вообще можно назвать это постом — это частичное
воздержание от пищи. Тому есть пример в писании, когда Даниил и его друзья
воздерживались от королевского угощения и вина, а вместо этого употребляли
овощи и воду (Дан. 1:8-16).
Конечно, может быть в полной мере постом это не назовешь, а выполнением
требований о пище (см. Вт. 12,23-28; 14,3-21; Лев. 11), но исходя из
определения о посте, все же можно назвать таковым.
«Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского…
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу,
Анании, Мисаилу и Азарии: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней
пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья» (Дан. 1:8,11-12).
Иудея была отдана в руки халдейского завоевателя в 598 г. до Р. Х. и была
совершенно и окончательно разрушена в 587 г. до Р. Х. В том году был разграблен
Храм, а его священные сосуды унесены в Вавилон (см. 4 Дар. 24, 18-25,30; Иер.
52). Имя, которое автор Книги пророка Даниила дал Вавилонии («земля Сеннаар»),
свидетельствует о влиянии на него Книги Бытия, особенно глава 11. Книга пророка
Даниила начинается с картины изгнания в неизвестной, чужой стране.
Это не было чем-то необычным, если правитель выбирал пользовавшихся его особым
расположением пленников для прохождения особого обучения и для дальнейшей
службы. Начальнику евнухов Асфеназу было велено установить программу такого
обучения для пленных благородного и царского происхождения. Требования и
условия для такого обучения были очень высоки. Отобранные для него юноши должны
были быть без физических недостатков, благородного происхождения, красивые,
умные, понятливые в учении, знающие и способные прислуживать царю. Отобранные
для этого юноши должны были в течение трех лет учить халдейский язык и
письменность. Молодые люди, прошедшие особую подготовку, получали привилегию
кушать с царского стола. Люди, имевшие счастье получить такие привилегии,
возможно, высоко ценили их и принимали с благодарностью.
Набросав в общих чертах ситуацию в изгнании и сказав несколько слов о
положении, в котором оказались некоторые изгнанники, автор с большим
драматизмом вводит своих главных героев. Их четверо, все иудеи: Даниил, Анания,
Мисаил и Азария. Все четверо из колена Иуды, и в имени каждого в той или иной
форме содержится имя Бога Израилева. Когда эти молодые люди стали придворными,
им дали новые имена, соответствовавшие их положению в жизни. Даниил получил имя
«Валтасар», что значит «храни царя»; Анания — «Седрах», искаженное имя бога
«Мардук»; Мисаил — «Мисах», имя, которое нынче невозможно объяснить; а Азария —
«Авденаго», что, почти наверное, искаженное «Абед-Небо» — («раб Небо»). Эти
иудейские юноши стали придворными, так же как Иосиф стал служащим при
египетском дворе, а Есфирь вошла в персидский царский дом.
Проблема пищи
Питание иудеев всегда вызывало трения и проблемы в чужой стране или в другом
климате. Ограничений в пище было много и они были самые разные (см. Вт.
12,23-28; 14,3-21; Лев. 11). Соблюдением содержавшихся в Законе требований об
ограничении в пище проверялась приверженность иудейской вере и доказывалась
верность, потому что эта часть наследия отцов была символом всего их образа
жизни. Сразу вставали проблемы, связанные с осквернением, которое навлекал на
себя человек, съевший некошерную пищу.
Если причины для различных запретов и различались между собой, общая причина
ясно изложена во Втор.14,2: Израиль как народ должен быть святым. Наше
современное представление о святости никак не связано с проблемами питания, но
для израильтян святость включала в себя понятия различения и аккуратности. Бог,
как Создатель, распределил все твари по соответствующим классам, отрядам, видам
и родам, семействам и т. д., и человек должен был соблюдать эти важные различия.
Израиль представлен здесь как семья, «сыны Господа» (14,1) и как семья, они
должны были отличаться — ибо таково главное значение словасвятый в этом
контексте. В мире, в котором жил Израиль, такое различение проявлялось в
отделении от всего, что имело какое-то отношение к лжерелигии. С течением
времени строгое соблюдение иудеями этих законов несомненно сделало их иным,
отличным народом, и это часто создает социальные барьеры, так как
ортодоксальные иудеи не желают кушать в доме язычника. Это было одной из
главных причин, почему в Новом Завете эти законы были отменены для христиан
(см. Мр. 7,14-19; Деян. 15); братству христиан не должны мешать никакие
барьеры. И все же христианская семья должна быть отличной от других; апостол
Павел, например, создал свой список, так сказать, «чистого» и «нечистого»
поведения, в Гал. 5,16-26.
Какого нрава был этот царь? Позднее он проявит невиданную жестокость, казнив
сыновей иудейского царя прямо на глазах их отца, а потом отца ослепит, чтобы
последним, что он увидел в своей жизни, осталась эта ужасная сцена. Однажды
Навуходоносор изжарил живого человека на медленном огне. Этот царь был
специалистом по пыткам — его кровожадные мысли постоянно воплощались в кровавые
дела. И слово Навуходоносора было законом. Иудейские юноши знали, на что они
шли. У них было два варианта: подчиниться требованиям царя или пойти на ужасно
мучительную смерть.
Так что же им было делать? Может быть, попав в такие экстремальные
обстоятельства, им стоило поступить в духе пословицы, гласящей, что в чужой
монастырь со своим уставом не ходят? Сегодня многие оправдывают свои уступки
злу именно так, говоря: «Но так же все делают». В конце концов, ну что тут
такого, если иудей съест за компанию с вавилонянами бутерброд с ветчиной?
Особенно, если учесть, что тем самым он спасется от страшных мучений и смерти?
Кто об этом узнает? И кому, какое дело до этого?
Но эти юноши решили твердо стоять на своем во славу Божью, поставив на карту
собственную жизнь. И Бог посылает им благодать, чтобы они могли устоять под
таким напором. А кончается все тем, что царь их возвышает, и в царстве своего
пленения они занимают самые высокие и ответственные должности. Такой поворот
событий напоминает нам, как Бог вознес Иосифа, когда тот остался непорочным
пред Богом и не ослушался Его.
Даниил сделал начальнику евнухов довольно смелое предложение. Он попросил
давать ему другую пищу, хотя бы на короткое время, и Бог побудил начальника
евнухов пойти Даниилу навстречу, «даровать милость».
Вполне понятно, почему начальник евнухов ответил: «Боюсь я господина моего,
царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши
худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших… » Если бы это произошло,
трагический конец начальника евнухов был бы ясен: «вы сделаете голову мою
виновною пред царем». Даниил, который всегда был на высоте положения, ответил:
«Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу
овощи и воду для питья».
Этот эксперимент устраивал начальника евнухов, и через десять дней четыре
иудейских юноши выглядели намного лучше, чем их товарищи не иудеи.
Распорядитель дома, увидев результат эксперимента, сделал для них эту диету
постоянной.
Успех и благословение
Эта история об успехе Даниила была более чем очаровательна для поколения, для
которого верность и соблюдение правил и норм о пище было делом жизни и смерти.
Этих юношей, которые оставались верными заповедям Бога, Он благословил не
только хорошим здоровьем, но и мудростью и способностью к учебе больше, чем их
товарищей-современников. Даже в стране, славившейся своими мудрецами, царь
признал великую мудрость этих иудейских юношей. Источником их мудрости были не
культура и образование, а Сам Бог. Закон, наследие Израиля, был образцом этой
мудрости, зафиксированной в письме. Даниил понял из эксперимента, что верные и
смелые могут твердо рассчитывать на помощь и поддержку Бога, и что Его мудрость
доступна для них. Совершенно очевидно, что этой главой автор подготавливал
возможность показать Даниила в следующей главе как мудреца, одаренного особыми
способностями толковать сны.
Такого поста (овощи и вода) Даниил, согласно Библии, придерживался «до первого
года царя Кира», то есть в течение всего того времени, пока Навуходоносор
оставался на престоле.
Что касается таких видов постов, то частичные посты являются самыми
длительными и могут длиться годами. Такого поста придерживались назореи. В этом
случае частичный пост был связан с обетом назорейства и особо оговаривался
законом Моисея. Так, человек, давший обет назорейства, «должен воздержаться от
вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина… ни сырых,
ни сушеных виноградных ягод» (Чис. 6:3). Назорей мог возложить на себя
дополнительные обязательства, порой очень суровые, как например, это сделал
Иоанн Креститель. Закон о назорействе не предъявлял таких суровых требований, и
запрет на употребление в пищу плодов винограда выполнял функцию, смысл которой
становится понятным, если вспомнить о запрете, который был дан Адаму: не
употреблять в пищу плодов с дерева познания добра и зла. В задачу назорея
входило устоять перед соблазном и не поддаться искушению отведать запретное.