Статьи
08.05.2008 г. | Сергей | Просмотров: 7469
2.2 Пост как просьба о защите (Есф. 4:16)
В книге Есфирь описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский
народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день они все должны
были подвергнуться уничтожению.
Тогда снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману, сыну Амадафа,
Вугеянину, чтобы скрепить указ против Иудеев. И сказал царь Аману: отдаю тебе
[это] серебро и народ; поступи с ним, как тебе угодно. И призваны были писцы
царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и написано было, как приказал
Аман, к сатрапам царским и к начальствующим над каждою областью и к князьям у
каждого народа, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его:
[все] было написано от имени царя Артаксеркса и скреплено царским перстнем.
(Есф.3:10-12)
Выбор Есфири из числа девиц был связан с тем, что была отстраненна царица
Астинь. Совет об отстранении внесли «семь князей персидских и мидийских»,
указание на семь советчиков, которые имели доступ к царю, как свидетельствуют и
исторические источники. Хотя персидские правители, очевидно, выбирали жен лишь
для виднейших семей Персии, в книге говорится о том, что поиски царской супруги
велись в широком масштабе. Выбор Есфири и, особенно то, как был одобрен ее
выбор, и как она получила особый предпочтительный уход, очень напоминает
отношение к иудейским юношам в истории пророка Даниила (Дан. 1). Участие Есфири
в дворцовых трапезах и пирах и ее последующий брак с иноплеменником, является
большим контрастом приверженности обрядовой чистоте, которой так сильно
отличается Книга пророка Даниила, и, с другой стороны, Книга Ездры, Неемии и
апокрифическая Книга Юдифь.
История о выборе Есфири царицей, ее венчании и обычных в таком случае
подарках, рассказана откровенно и с повышенным интересом. Участие Мардохея во
всем этом мероприятии говорит о том, что он главное действующее лицо. Он велел
Есфири не открывать своей национальной принадлежности, и умудрялся быть в курсе
всех ее событий. Это ясно из того, что Есфирь послушна его повелениям, даже
после того, как стала царицей Персии (2, 20).
Каким-то образом Мардохей узнает о заговоре против жизни Артаксеркса, и довел
до сведения царя. Здесь уже чувствуется предвестие поворотного пункта сюжета,
который имеет место в Есф. 6. Здесь автор просто оставляет читателя в
неизвестности, отметив, что благодеяние Мардохея было внесено в книгу дневных
записей царя, но, заставляя читателя недоумевать, почему из этого не были
сделаны дальнейшие выводы.
Заговор Амана
Аману, возведенному в ранг премьер-министра или визиря — в положение, которому
все должны были оказывать почет и уважение, — доложили, что иудей Мардохей не
проявляет требуемой от всех покорности. Из текста можно заключить, что Аман
разделял древнюю слепую враждебность амаликитян, потому что его враждебность
направлена не против одного человека, а против всего иудейского народа, гибель
и уничтожение которого он замышляет.
Соответственно создается образ гонителя, обобщенным здесь в образе Амана, и
иудейским народом, представленном в образе Мардохея. Возможно, что этот
символический и обобщенный характер Амана подчеркнут в определении «Вугеянин».
Предание связывает это определение с амалекитянским царем Агагом, которого
Саулу было приказано истребить (1 Цар. 15). Такое определение соответствует
тому, что Мардохей назван сыном «Киса», отца Саула (2,5). Следует также
отметить, что амаликитяне были исконными врагами иудеев (см., на Пример, Чиc.
24,20). Таким образом, автор представляет в образе Амана тип противника иудеев,
с которым им приходилось сталкиваться уже давно, и который противостоял им в
эпоху, когда была написана Книга Есфирь.
Аману удается убедить царя, что, для его же блага, ему нужно истребить этот
непокорный народ. Мастер дворцовых интриг и заговоров, Аман становится главным
действующим лицом, а царь — всего лишь его марионеткой. По совету Амана царь
издает указ об истреблении евреев в своем царстве, сам того не ведая, что его
собственная жена, царица Есфирь, тоже еврейка! День для исполнения плана Амана
установили по жребию, производная от персидского слова «пур», «жребий»,
название иудейского праздника Пурим. Выражение «из месяца в месяц» значит, что
люди, занимавшиеся этой процедурой, бросали жребий поочередно на каждый месяц,
до тех пор, пока он не выпал на какой-то месяц, а потом бросали жребий на день
этого месяца. Поэтому для всеобщего избиения иудеев — «народа», законы
«которого отличны от законов всех народов» был выбран двенадцатый месяц и
«тринадцатый день». Узнав об указе Мардохей разрывает одежду и возлагает
вретище, идет к царским воротам и посыпает себя пеплом. В этих событиях мы
видим, как начинает действовать невидимая рука Божья. Есфирь узнает, что
Мардохей в печали и тоске. Не зная причины этой печали, Есфирь посылает ему
новые одежды, думая, что этим развеет его печаль.
Часто и мы пытаемся заглушить тоску в своем сердце или в сердце близких нам
людей какими-то внешними переменами, не затрагивающими сути проблемы. Но душу
пластырем не заклеишь. Все зло греха в том, что его зараза действует не только
на поступки наши, но и на саму сущность нашу, так что здесь не обойтись без
серьезной, а не косметической операции — нужна не подтяжка морщин, а пересадка
совершенно новой жизни, нам нужно возродиться в Иисусе Христе.
Есфирь присылает к Мардохею евнуха Гафаха, чтобы узнать, в чем дело. Мардохей
отправляет Гафаха назад с вестью о том, что над Есфирью нависла серьезная
угроза, и раскрывает ей весь зловещий план Амана по истреблению евреев. Когда
Есфирь слышит все это, у нее просто руки опускаются. Она не знает, что делать.
И тогда Мардохей советует ей пойти к царю с прошением о помиловании от имени
всего еврейского народа. Этот совет таит в себе смертельную опасность. Явиться
к царю без приглашения значило рисковать жизнью даже для царицы. И Есфирь
напоминает об этом Мардохею, уточняя, понимает ли он, на что ее посылает.
Мардохей отвечает довольно резко: Есфирь не должна быть наивной над ее жизнью
уже нависла смертельная угроза, Аман не пощадит и ее, ей его не перехитрить, и
она погибнет вместе со всеми евреями. Колебание Есфири принять на себя
предложенную Мардохеем роль, вполне естественна и лишь усиливает драматичность
положения, таким образом, показывая, какой опасности подвергала себя Есфирь,
хотя она и боялась.
Многие из нас пережили что-то подобное. Мы пытались победить какого-то врага,
решить какую-то проблему своей ограниченной человеческой мудростью, вместо того
чтобы полагаться на Бога. Заканчивалось это всегда полным крахом. И только
тогда, когда мы зайдем в тупик и ни сил, ни мыслей у нас не останется, мы
сможем воспользоваться силами и мыслями Божьими. Плоть не боится наших крепко
сжатых кулаков и наших клятв самим себе под Новый год. Нам нужно разжать кулаки
и подставить ладони под благословения Божьи. Через это прошла и Есфирь, прежде
чем решилась сказать:
Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не
ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также
поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть —
погибну. И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь (Есф. 4:16).
Обратите внимание: Есфирь просит иудеев поститься за нее три дня и три ночи.
Пост повышает наши возможности
Есфирь, будучи иудейкой, приняла вызов. Вместе со своим дядей Мардохеем они
условились, что он соберет всех евреев в городе Сузы и они будут пребывать в
посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи.
Обычно постящиеся, воздерживались только от еды, но ни как не от воды. Это
необычное решение относительно воды подчеркивает остроту нужды в Божьей милости
и сокрушении перед ним. Тоже можно сказать и о количестве дней, т. к. в
практике у евреев пост длился с утра до вечера, тем самым количество дней и
отказ от воды указывали на особое значение поста. Еще один немало важный
момент- это объединение всего народа постом, что еще в большей мере усиливает
его значение и действие. Это был отчаяния, полного голода и настойчивого
желания добиться присутствия Божьего. Это было средство, при помощи которого
Есфирь надеялась получить спасение для своего народа и для себя.
Этот решение еврейского народа несет в себе свидетельство того, что совместное
применение молитвы и поста создает мощнейшее оружие, которое Господь вверил
Своим детям. Для утверждения и возрастания в
вере необходимо проводить время в молитве, которая, в свою очередь, нуждается
в подкреплении постом. Нет более могущественного средства для Божьего народа,
чем практика молитвы и поста.
Разделяя эту точку зрения, нетрудно понять, почему сатана предпринимает все
возможное, чтобы удержать людей от признания и использования данного боевого
оснащения. Враг душ человеческих скрывает от нас истину о подлинной значимости
поста и молитвы.
Постом мы помогаем Иисусу занимать главное место в нашей жизни. Плоды поста
оказывают влияние на состояние нашего ума: кругозор, мышление и восприятие. Наш
мозг необходимо постоянно приводить в соответствие с Божьим Словом, иначе он
превратится в неуправляемый член нашего тела.
Мы должны «пленять» всякое свое помышление в послушание Богу и формировать в
своем сознании «ум Христов» (1 Коринфянам 1:16; 2 Коринфянам 10:5).
Пост помог Есфирь победить страх перед человеком и, более того, страх перед
смертью. Пост воздвиг в ней способность самопожертвования и придал мудрость.
Жизнь всей нации зависела от ее готовности отдать свою жизнь. Она знала то, что
ей предстоит встретить больше того, с чем можно справиться естественными
силами. Поэтому она обратилась к силе Божьей.
Драматическое действие получает свое дальнейшее развитие. Есфирь, преуспевшая
в своих стремлениях получить свидание с царем, по неизвестной нам причине
откладывает свою просьбу, пригласив его, вместе с Аманом, сперва на один, потом
на другой пир. А тем временем Аман, охарактеризованный в выражениях,
подчеркивающих силу его власти и процветания, делает непосредственные
приготовления к публичной казни Мардохея. (Указание на высоту виселицы «дерева»
В 50 локтей, Т.е. в 22,5 м — умышленное преувеличения автора.) Скрытность
кончилась тогда, когда царь, узнает о том, что Мардохей спас ему жизнь и не
получил за это никакой награды. С этого момента повествование переходит от
трагической ноты в торжествующую. Сперва Аман вынужден выразить царские почести
тому, которого он намеревался убить, а Мардохей получает знаки царской
благосклонности. Начало конца указано замечанием советников Амана о том, что,
если Мардохей, против которого замышлял Аман, — иудей, то Аман не сможет
выполнить поставленную перед собой цель. Это как раз обратное тому, что они
советовали ему раньше, и это можно считать драматическим поворотным пунктом
всей книги.
Торжество иудеев
Повествование, перешагнув кульминационный пункт, быстро идет к разрешению, и
все, что было скрытым, становится теперь явным. Последний стих Есф. 6 вводит
развязку, правильно подчеркивая ускорение действия. Есфирь обратилась, наконец,
с просьбой, которую она так долго откладывала, объявив о своей принадлежности к
пораженному народу. Хотя значение 7,4 не совсем ясно, Есфирь, по-видимому,
обыгрывает здесь мысль о том, что народ ее был «продан», либо к выгоде, либо в
убыток царю. Может быть также, что (как показывает последняя часть стиха), она
берет на себя смелость утверждать, Что это будет не только моральной трагедией,
но и принесет империи финансовый ущерб, намного превосходящий стоимость взятки,
данной Аманом.
В 8-й главе книги Есфирь евреи освобождаются от силы царского указа, несущего
им неминуемую смерть, благодаря возвышению Мардохея. Подобным образом мы
освобождаемся от власти закона греха в смерти силой действующего в нас Духа.
Итог содержанию книги Есфирь можно подвести словами из 8-й главы Послания к
Римлянам:
«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в
подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы
оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти [с замашками Амана],
но по духу [тому же, который действовал в Мардохее]» (Рим. 8:3, 4).
И мы стоим перед этим выбором — между плотью и духом постоянно, каждый день:
за кем идти — за плотью или за Духом? С кого делать жизнь — с Амана или с
Есфири и Мардохея, которые были послушны Дyxy.
Сыны Израилевы сделали свой выбор и постом умилостивили Бога, при которых
народ избавился от предстоящей смерти вследствие поста. К этому и пророк Иоиль
призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь
ко Мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирай» те
сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12-13).
Книга Есфирь является драматическим свидетельством того, как посредством поста
Израиль был избавлен от уничтожения. Результат коллективного поста выразился в
том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу
евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение.
Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского
царя. Все это произошло благодаря только одному — коллективному посту и молитве
Божьего народа.
В заключении этой истори я хочу повторить: на основании всего библейского
повествования я прихожу к выводу, что совместное применение молитвы и поста
создает мощнейшее и единственное в своем роде оружие, которое Господь вложил в
руки верующих. Ничего более дееспособного просто не существует. Это
могущественное сочетание двух дисциплин христианства представляет собой
«атомную бомбу» духовного воздействия. Я уповаю на то, что вы, исполнившись
вдохновения, присоединитесь к большому числу
Божьих детей, которые постоянно применяют этот инструмент духовного
воинствования.