Статьи
08.05.2008 г. | Сергей | Просмотров: 6603
2.1. Пост как раскаяние (Иона 3:4)
«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встани, иди в Ниневию, город
великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона,
чтобы бежать в Фарcис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль,
отправляющийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, что6ы плыть с
ними в Фарcuс от лица Господа» (Ион. 1:1-3).
Интересное дело — только тебе захочется убежать от Бога, как тут же
подворачивается попутный корабль. Но потом корабль, на котором плыл Иона,
попадает в сильную бурю, матросы бросают сына Амафиина в море, и его глотает
большая рыба.
Вторая глава начинается с молитвы Ионы — он вопиет к Богу, чтобы. Тот спас его
из чрева рыбы. И на третий день Бог отвечает на молитву Ионы: рыба извергает
его на сушу. И все начинается сначала:
«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий,
и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Ион. 3:1, 2).
Бог показывает, что Он шутить не собирается и Своих планов не меняет. Он
меняет, в конце концов, планы пророка, но только не Свои замыслы: Он твердо
хочет, чтобы Иона пошел в Ниневию и сказал. то, что нужно Богу.
Почему же Иона изо всех сил пытался увильнуть от этого поручения? Что ж он так
упирался? Ну почему бы ему не взять и не пойти в Ниневию? Зачем же бежать от
Бога? Некоторые богословы полагают, что у Ионы было очень примитивное
представление о Боге: он якобы считал Его просто племенным божком, который
покровительствовал только Израилю, и поэтому Ему дела никакого не могло быть до
Ниневии. Иона, по мнению этих толкователей, был уверен, что от такого божка ему
можно было без проблем скрыться. Но мне кажется, что такая точка зрения
несостоятельна, если обратить внимание на то, как Иона отзывается о Боге. Когда
корабельщики спросили Иону, кто он такой, пророк ответил им: «Я Еврей, чту
Господа небес, сотворившего море и сушу» (Ион. 1:9). Не очень-то похоже на
племенного божка. Так что вряд ли в этом причина упорного нежелания Ионы
отправляться в Ниневию.
Напротив, все дело как раз в том, что Иона слишком хорошо знал, с каким Богом
он имеет дело. Не совсем понятно?
«Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о
Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в
Фарсис. ибо знал, что ты Бог благой и милосердый, долготерпеливый и
многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион. 4:1, 2).
Иона прекрасно знал, что Бог благ, милосерд, долготерпелив и многомилостив…
но именно поэтому ни за что не хотел отправляться в Ниневию! Он не хотел, чтобы
Ниневия покаялась и спаслась, он хотел, чтобы Ниневия была уничтожена! Вот где
собака зарыта! Иона ненавидел жителей этого жестокого, кровожадного города,
которые часто совершали набеги на его родину, убивая и грабя его соплеменников.
Иона просил у Бога не милости к безбожникам-ниневитянам, а возмездия, и бежал
он в Фарсис, чтобы помешать Богу явить милость к ненавистному для евреев народу.
Вот так неожиданно приоткрывается для нас Бог, подтверждая, что Он один и Тот
же, что в Ветхом Завете, что в Новом! Время от времени те, кто не верит Библии
(особенно те, кто слишком много знает, но мало понимает), говорят, что в Ветхом
Завете Бог мстительный, беспощадный, Который только и знает, что метать на
людей громы и молнии. Но Иона знает совсем не такого Бога. Иона говорит, что
Бог «благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеет о
бедствии».
Конечно, в книге Ионы есть кое-кто мстительный, беспощадный, которому хочется
поразить молнией небесной одним махом целый город. Но это совсем не Бог — это
сам Иона! Человек всегда судит других суровее, беспощаднее, злее, чем их судит
Бог. А Бог судит справедливо и милостиво. И именно от ветхозаветного Бога
человек научился самим таким понятиям, как благодать и милость, именно Он
всегда имел и имеет неиссякаемый запас долготерпения и любви.
Итак, Бог снова отправил Иону в Ниневию. Ионе, как и раньше, идти туда не
хотелось, но стимулом для него были воспоминания о трех днях, проведенных в
желудке рыбы.
Ниневия. Вот наконец он и в Ниневии, громадном городе, таком громадном, что
только на то, чтобы пройти из одного его конца в другой, нужно было три дня. В
то время дневным путем считалось расстояние примерно в двадцать километров, так
что получается что Ниневия раскинулась на шестьдесят километров. По любым
меркам, это был город немаленький. Скорее всего, Ниневия представляла из себя
объединение городов и поселков типа современного Лос-Анджелеса или Нью-Йорка.
Она лежала на берегу реки Тигр и была столицей великой империи Сирии (или
Ассирии).
Если считать 612 г. до Р. Х. датой разрушения города мидянами и вавилонянами,
то следует относить дату появления рассказа ко времени после конца VII в. до Р.
Х. Но, тем не менее, прошедшее время глагола «была» не обязательно должно
исключать VIII в. Оно может просто относиться к тому моменту, когда пророк
прибыл в город. Археологические раскопки показали, что город имел семь-восемь
миль в окружности с населением около 120 тысяч человек. Иначе «город великий»
может быть переведен как «очень важный город» (Быт. 10,9; 23,6; 30,8; Исх.
9,28; Пс. 35,7), или же, более точно, «город, важный для Бога». Выражение «на
три дня ходьбы» (букв.: «путешествие в три дня») может указывать на
продолжительность самого путешествия.
Чтобы проповедовать такому огромному городу, нужно было затратить порядком
времени. И Иона взялся за дело.
Обычно таких вестников принимали не очень-то радушно. В Библии рассказывается,
как Бог посылал в безбожные города других пророков, повелевая им говорить
примерно то же, что говорил Иона, и над ними в лучшем случае просто смеялись, а
в худшем — поступали гораздо хуже. Но здесь происходит невероятное:
«И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и
проповедовал, говоря: „Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» И поверили
ниневитяне Богу, и объявили пост…» (Иона, 3:4).
Не много о посте
Вплоть до прихода Иисуса Христа пост, главным образом, рассматривался как
жертва — жертва умилостивления. Добровольная, но не бескорыстная: постящиеся
ожидали от Бога определенной компенсации за перенесенные ими лишения — так, как
это было в случае с Ниневией: пост в обмен на помилование. Правда, в случае с
Ниневией пост не являлся единственным «аргументом» и носил вторичный характер.
Первичным и определяющим в данном случае было то, что Ниневитяне поверили Богу,
раскаялись, отвратились от злых путей своих и «возопили» к Богу. А пост при
этом выступал уже как видимое проявление их раскаяния, оставаясь по сути своей
жертвой умилостивления.
Господь вторично дает Ионе поручение проповедовать ниневитянам, и на этот раз
Иона повинуется, несмотря на предчувствие, что Господь проявит милосердие к
нечестивым идолопоклонникам. Ответ народа Ниневии на его проповедь ясен и
решителен. Господь отказывается от Своего грозного приговора, но Иона не
изменил своего мнения. Теперь становится ясной причина бегства Ионы от лица
Господа в первый раз. Милосердие Божие противопоставлено чувствам Ионы, о
которых говорится в конце повествования.
Иона, спасенный из чрева кита, вновь получает повеление обличать нечестивый
город Ниневию. Ниневия уверовала и раскаялась после проповеди Ионы, и
милосердный Бог отступил от гнева Своего.
На этот раз, почувствовав, что повеление Божие непререкаемо (ср. Рим. 11,29),
Иона откликается на возобновленное поручение Господа.
Худшие опасения Ионы оправдались, когда жители Ниневии уверовали, раскаялись,
объявили пост и облачились во вретище — разорванную одежду. Раскаяние их было
искренним и охватило весь город.
Слово Ионы дошло до царя Ниневии. Вероятно, титул «царь Ниневии» относится к
царю Ассирии. Точное определение монарха, о котором идет речь, невозможна. Хотя
и маловероятно, что это необычное происшествие было зафиксировано в
ассирийских хрониках, некоторые исследователи видят указание на него в
религиозных реформах
Ададнирари III (811-784 гг. до Р. Х.). Есть предположение, что царем, о
котором идет речь, мог быть Ашшурдан III (773-756 гг. до Р. Х.).
Реакция царя была столь же скорой и непосредственной, как и его подданных. Он
сменил свои одежды на рубище, а свой трон — на «ложе» из пепла «и он встал… и
сел на пепле» (Иов 2,8; Ис. 58,5).
С изданием царского указа, предписывавшего молитвы, траурные обряды и пост для
людей и животных, раскаяние Ниневии стало полным. Хотя «поститься» животным
было не обязательно, но царь настолько был напуган Божьим возмездием и
раскаянием перед Ним, что решил пост применить и к животным.
Царское повеление избегать насилия весьма необычно для эпохи Нового
Ассирийского царства (VIII-VII вв. до Р. Х.), так как физическое насилие и
социальная несправедливость были характерными пороками Ниневии (Наум 2,13;
3,4-7).
Таким образом царь выражает надежду, что искреннее раскаяние отвратит гнев
Божий.
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог
о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел»
В пророчестве (ст. 4) содержалось условие, что осуждение неминуемо, если город
не раскается. Ниневитяне выполнили это условие: «они обратились от злого пути
своего».
В ответ на это, ввиду их искреннего раскаяния, Бог избавил их от грозившей
участи. То, что Господь изменил Свое намерение и поступил в соответствии с
поведением людей, не является несовместимым с Его Божественной властью (Иер.
18,7-10), ибо избранные Им средства соответствуют Его Божественному замыслу.
Почему же Ниневитяне приняли проповедь Ионы? Подсказку нам дает Сам Христос.
В Евангелии от Луки Он вспоминает об этом случае и говорит: «… Как Иона был
знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк.
11:30). Некоторые толкователи Библии считают, что Иона очень изменился внешне
после того как побыл во чреве рыбы. Имеются интересные, исторически
подтвержденные факты о том, что случалось с людьми, которые, как Иона, были
проглочены рыбами или китами.
Расскажу вам историю об английском матросе, упавшем за борт и проглоченном
рыбой. Через пару дней товарищи проглоченного матроса увидели эту рыбу на
поверхности воды и вытащили ее на берег. Когда ей вспороли брюхо, они к своему
удивлению, обнаружили там живым своего пропавшего приятеля. Он не погиб, но
кожа у него стала мертвенно-белого цвета и такой оставалась, до конца его
жизни. Доктор говорил с этим: матросом и подробно расспросил его обо всем, что
ему довелось пережить. Этот случай не придуманный, реально имевший место. И он
не единственный в своем роде. Известно не меньше пяти таких происшествий.
Если Иона имел на лице и на теле своем явное свидетельство того, что он
действительно был живьем проглочен рыбой в наказание от Бога, можете быть
уверены: люди всерьез воспринимали его речи о Божьей каре, которая грозила их
городу. Иона был ходячим свидетельством того, что Бог шутить не собирается.
Город поголовно, до последнего человека, покаялся, и избежал осуждения.
В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со
стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. Три
дня плакали дети. Три дня мычал и кричал некормленый скот. Вой, плач был во
всем городе. Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от
Бога был таков: « И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути
своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не
навел» (Иона 3:10).
История отмечает, что Ниневия, будучи помилована, продолжала существовать, как
стабильный и процветающий город в течение 150 лет, и была окончательно
разрушена в 612 году до н.э., как предсказали пророки Наум и Софония.