Пост в Ветхом завете. Часть I

Статьи — Исследования

08.05.2008 г. | Сергей | Просмотров: 11531

Пост в жизни христианина

«Пост тела есть пища для души»
Иоанн Златоуст

1. Что такое пост?

Христианский пост — это телесное и духовное воздержание не только от
запрещенного, но и от того, что человеку позволено.

Во-первых, пост- это совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса
Христа — Мф. 4 гл., пророка Моисея -Исх. 34 гл., Ниневитян — Ион. 3 гл., Ап.
Павла — Деян. 9,9 и др., или временное или даже постоянно воздержание только от
некоторых видов пищи, — например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и
подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк
Даниил. Вот как говорит он о себе: я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10, 2-3).
Во-вторых, пост- это воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7, 5), от скромных и
дозволенных радостей и развлечений жизни (например, от зрелищ, посещения и
приема гостей).
В-третьих, пост — это преимущественная забота о бедных, т. е. отказ от своего
изимущих и несчастных, как это доказывают нижеуказанные слова пророка Исаии
(58, 3-4; 6-7).

Для того, чтобы уразуметь основной — духовный — смысл поста, необходимо
обратить внимание на два места Писания, где этот вопрос наиболее подробно
рассматривается — Ис. 58 и Зах. 7. Здесь мы встречаем описание того, что именно
Бог вкладывал в значение поста, каков тот пост, который действительно угоден
Господу.

Углубляясь в эти чудесные строки, мы видим, что основной смысл поста — это
соблюдение воли Божьей в отношении к другим: проявление справедливости,
сострадания, милосердия (Зах. 7:9). Очевидным становится то, что в широком
смысле значение поста — воздержание. Но воздержание от пищи и питья не является
здесь основным и определяющим, а является таковым воздержание от дел «ветхой»,
греховной природы человека, от собственных прихотей. Истинный, угодный Богу
пост состоит в том, чтобы творить милость и правду, чтобы суметь отказаться от
каких-либо выгодных для себя обстоятельств, благ, привилегий, дел или поступков
в пользу других, руководствуясь истиной Божьей:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и
угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб
твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от
единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6-7).

«Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не
мыслите в сердце вашем» (Зах. 7:10).

1.1. Определение поста

Само еврейское слово tsom — «пост», берет свое начало от еврейского tsoom —
«скрыть, прикрыть что-либо (например — рот)».

2. Пост в Ветхом Завете

Пост как духовная практика пришел в христианство из иудаизма, но в
христианстве он приобрел качественно иное значение. В Ветхом Завете пост
упоминается, как правило, в связи с какими-либо бедствиями и является
выражением раскаяния и средством умилостивления и отвращения гнева Божьего. Это
было справедливо как для иудеев, так и для окружавших их язычников. Стоит лишь
вспомнить Ниневию, пришедшую к покаянию по слову пророка Ионы:

«И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и
проповедовал, говоря: „Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» И поверили
ниневитяне Богу, и объявили пост…» (Иона, 3:4).

Вплоть до прихода Иисуса Христа пост, главным образом, рассматривался как
жертва — жертва умилостивления. Добровольная, но не бескорыстная: постящиеся
ожидали от Бога определенной компенсации за перенесенные ими лишения — так, как
это было в случае с Ниневией: пост в обмен на помилование. Правда, в случае с
Ниневией пост не являлся единственным «аргументом» и носил вторичный характер.
Первичным и определяющим в данном случае было то, что ниневитяне поверили Богу,
раскаялись, отвратились от злых путей своих и «возопили» к Богу. А пост при
этом выступал уже как видимое проявление их раскаяния, оставаясь, по сути,
своей жертвой умилостивления.

Однако в Ветхом Завете описан и другой случай — когда угроза истребления
нависла над еврейским народом. Эта угроза непосредственно исходила не от Бога,
а от царя Артаксеркса, подстрекаемого Аманом. Защитницей народа Божьего должна
была выступить Есфирь — переговорить с царем и отвести от израильтян царский
гнев. Поскольку предприятие было сопряжено с риском для самой Есфири, она
обращается к Мардохею с просьбой:

«Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не
ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также
поститься и потом пойду к царю» (Есф. 4:16).

Легко заметить, что благополучное разрешение проблемы Есфирь самым прямым и
тесным образом связывает с отказом от еды и питья. И ее просьба находит полную
поддержку и понимание у Мардохея. Здесь пост выступает уже исключительно как
жертва умилостивления — но умилостивления не царя Артаксеркса, а Бога.

Идея поста как жертвы Богу проходит через весь Ветхий Завет. И хотя прямо пост
нигде жертвой умилостивления не называется, но в рассмотренных случаях
мотивация постящихся возводит их отказ от еды и питья до уровня
жертвоприношения, при котором в качестве жертвы выступает не предписанное
законом Моисея жертвенное животное (или иное приношение), а сам жертвователь.

В основе поста лежит добровольный отказ от пищи. Собственно пост — это полное
или частичное голодание во имя какой-либо цели, достижение которой
непосредственно из самого поста не вытекает. Этим пост отличается от
оздоровительного голодания и «голодных» диет. Пост может быть строгим — полный
отказ от пищи и питья; и частичным — отказ только от каких-либо видов пищи.
Длительность поста может варьироваться от одного дня до сорока, а при частичном
посте и более. Все эти особенности поста проявились уже в Ветхом Завете. Так,
иудеи практиковали как строгий пост, так и частичный. Один из наиболее ярких
случаев частичного поста описан в книге пророка Даниила:

Хотя пост обычно понимается как воздержание от пищи, однако в Ветхом Завете
имеется и другое определение поста, не связанное с едой и питьем. Это
определение содержится в Книге пророка Исаии и по своему духовному смыслу
выходит далеко за рамки традиционных представлений о посте:

«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и
угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб
твой…» (Ис. 58:6-7).

Книга пророка Исаии была написана задолго до прихода Иисуса Христа, однако
выдвинутые в ней требования к посту с полным основанием можно назвать
христианскими. В христианстве посту придается огромное значение, и это
неудивительно, поскольку земное служение Господа началось с сурового
сорокадневного поста в пустыне.