Христианские журналы
Из истории
09.09.2009 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 6218
(Из истории христианства)
1. Петр (что значит камень). Симон Петр происходит из Вифсаиды на берегу
Генисаретского озера. Он — сын Иоанна (Ев. Иоан. I гл. 42-43; 21, 2-3) или
Ионин — сокращенная форма от Иоанн (Матф. 16, 17).
Жил Петр в Капернауме, с тещею и с родным братом Андреем (Марк, 1, 30; Матф.
4, 18; Марк 1, 29).
Петр и Андрей были рыболовы (Матф. 4, 18). Петр был женат, как об этом
упоминается в первом послании к Коринфянам (9 гл. 5 ст.). По древнему
свидетельству, жена его была Перпетуя или Конкордия, и перед своим
мученичеством была воодушевлена Петром, мужем своим, а посему умерла
мученическою смертью мужественно за веру во Христа Иисуса. Симон был приведен к
Господу Иисусу Христу Иоанном, и получил от Господа прославленное имя «Петр —
камень», по-еврейски «Кифа» (Иоан. 1, 42). По Ев. Марк. 1, 29 Господь Иисус жил
в доме Петра.
Петр, как ученик Господа Иисуса Христа, призван в ловцы человеков, т. е.
приводить людей к вере во Христа.
Апостольская деятельность Петра протекала преимущественно в Иерусалиме. В
каком году написаны были его послания, точно сказать трудно, но все же возможно
сказать приблизительно.
Последние события и мученическую смерть Господь предсказал Петру наперед
(Иоан. 21 гл. 18-19 ст.).
Достоверно говорят исторические церковные данные, что он был распят вниз
головой в Риме, при Нероне, в 64 году.
Двадцатипятилетнее местожительство апостола Петра в Риме, как это утверждает
римско-католическая церковь, неверно, потому что, согласно Новому Завету, Петр
был в 53 году еще в Иерусалиме, позднее — в Антиохии, в 59 году тоже еще не в
Риме,- иначе апостол Павел в послании к Римлянам, написанном в 58 году,
приветствовал бы и Петра. Так же не был и в 60 году, когда апостол Павел был в
Риме, иначе он в своих посланиях, которые он писал из Рима, напомнил бы о
Петре. Следовательно, утверждение римских пап, что они являются наместниками
ап. Петра, исторически неверно.
2. Андрей (что значит — муж сильный), брат Петра, также из Вифсаиды (Иоан. 1,
41-45), жил с Петром в Капернауме (Марк. 1, 21 — 29). В греческой церкви он
числится «Протоклетосом», т. е. первозванным (сравни Иоан. 1, 35-40). Он привел
своего брата Петра к Господу Иисусу, и на этих двух учениках, родных братьях,
Господь положил начало дальнейшему присоединению следующих Своих учеников
(Матф.. 4, 18; Марк. 1, 16).
В Деянии Апостолов деятельность апостола Андрея значится очень незначительной.
По некоторым историческим данным, апостол Андрей работал или благовествовал в
Греции. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что апостол Андрей
благовествовал в Скифии, а потому он и считается апостолом скифов, т. е.
русских. По преданию, апостол Андрей был распят на косом кресте, а посему крест
именуется Андреевым.
3. Иаков (что значит — вытесняющий, выживающий), сын Заведен, брат Иоанна. Его
имя и имя Иоанна в четвертом Евангелии не упоминается. По ремеслу своему он
был, как Петр и Иоанн, рыболов (Матф. 4, 21-22; Марк 1, 19), и жил также в
Капернауме (сравни Лук. 5, 10). Жена Зеведея была Саломия, последовательница
Господа, служившая Ему своим имением (Марк. 15, 39-41; Лук. 8, 3). Саломия
следовала за своим Господом и Учителем вплоть до Голгофы (Матф. 27, 56; Марк.
15, 40). Ее просьба к Господу за ее двух сыновей (Матф. 20, 20-22) говорит о ее
вере в мессианское призвание Христа.
Родственные узы Господа Иисуса с семейством Зеведея точно не установлены, хотя
Саломия уже в раннее время признавалась за родную сестру Марии. Что Иаков был
годами старше Иоанна, то это видно из того, что он в Деянии Апостолов
упоминается первым (Матф. 10, 2; Марк. 3, 17; Лук. 6, 14). Иаков, как и его
брат Иоанн, раньше был учеником Иоанна Крестителя (Иоан. 1, 38-40), и на призыв
Господа Иисуса Христа он решительно оставляет все и следует за Господом (Марк.
1, 19-20). Имя «сыны Громовы», которое дал Господь Иисус, по-арамейски значит
«Бене регери», что указывает на особенность их характера (сравни Лук. 9, 54).
Иаков с Петром и Иоанном образовали тесный круг вблизи своего Учителя, они
одни вошли с Господом в дом Иаира, начальника синагоги (Марк. 5, 22, 37; Лук.
8, 51), также на гору Преображения, Фавор (Марк. 9, 2; Лук. 9, 28; Пс. 88, 13
)и в Гефсиманский сад (Матф. 26, 36-38).
После смерти и воскресения Господа Иаков, как один из двенадцати, в сообществе
Петра и Иоанна больше не упоминается (Деян. Апост. 3, 1, И; 4, 19; 8, 14).
Иаков — один из апостолов, о мученической смерти которого повествует Слово
Божие. Ирод Агриппа первый, благодаря благоволению к нему царя Клавдия,
господствовал с 41 года по всей иудейской стране и, чтобы приобрести на свою
сторону фарисеев, в 44 году приказал казнить мечом Иакова (Деян. Апост. 12, 2).
Иакова Зеведеева нужно отличать от Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня.
4. Иоанн (что значит — благодать Божья) друг Господа, любимый Им и любивший
возлежать на груди Иисуса Христа (Иоан. 13, 23; 19, 26; Иоан. 21, 7, 20). Он
был сын Зеведея и Саломии, служившей Господу своим имением, младший брат Иакова
(Матф. 4, 21; 10, 2; Марк. 9, 2; Лук. 5, 10; 6, 14; Деян. Ап. 1, 13 и т. д.;
Галатам 2, 9).
Иоанн вначале был учеником Иоанна Крестителя, указавшего ему на Господа Иисуса
Христа словами: «Вот, Агнец Божий». Потом он с искренним сердцем последовал за
Христом (Иоан. 1, 35, сравни с Матф. 4, 21; Марк. 1, 19; Лук. 5, 10). Иоанн
следовал за своим Учителем вплоть до голгофского креста, и здесь Господь
передал Иоанну попечение о Марии, матери своей (Иоан. 19, 27). Мы находим его
также с Петром в храме (Д. Ап. 3), в заключении, и перед Синедрионом (Д. Ап. 4
гл.); позднее в Самарии (Д. Ап. 8, 14). Когда произошли на церковь Христову
сильные гонения (Д. Ап. 8, 1), Иоанн как и другие ученики, оставался в
Иерусалиме.
Когда апостол Павел через три года после своего обращения, около 40 года после
Рождества Христова, прибыл в Иерусалим (Гал. 1, 18-19), то здесь нашел он
только Петра и Иакова, брата Господня. В 51 году (Д. Ап. 15 гл.) мы видим всех
апостолов опять в Иерусалиме, а спустя семь лет встречаем только Иакова, брата
Господня (Д. Ап. 21, 18). Как видно, апостолы в 57-58 гг. оставили Иерусалим.
Иоанн, по древним свидетельствам, начал свою плодотворную деятельность в 45
году. По тем же древним данным Иоанн, после смерти апостола Павла,
последовавшей в конце 66 или начале 67 года, был руководителем общины в Малой
Азии, в городе Ефесе (Откр. 1, 11). В Ефесе Иоанн трудился вплоть до
царствования царя Трояна (98-117 гг.)
Иоанн был сослан на остров Патмос (Откр. 1 глава) в 96 году. Тертуллиан
говорит, что ссылка апостола последовала по повелению из Рима, после пытки его,
т. е. опускания апостола в кипящее масло. Климент Александрийский (200 г.)
рассказывает чудное повествование о спасении Иоанном одного, некогда
обратившегося ко Христу, юноши, но который опять пал и возвратился в сообщество
разбойников. Иоанн вторично обратил его ко Христу.
В городе Ефесе вокруг Иоанна сгруппировалось общество учеников, из них
особенно выделялись своими способностями:
Игнатий, епископ Антиохийский, который в 107 году в римском цирке был отдан на
съедение львам.
Поликарп, епископ Смирны, в 155 году сожжен на костре в глубокой старости.
Папий, епископ Гереополя в нижнем Египте, в 167 году умер также мученической
смертью.
Иоанн написал свое Евангелие около 85-95 гг., три послания около 85-95 гг. и
Откровение в 96 г. Умер он естественной смертью, в глубокой старости.
5. Филипп (что значит — любящий коней), родом из Вифсаиды Галилейской, как
Петр и Андрей (Иоан. 1, 44; 12, 21). По первому зову Господа последовал за Ним.
Он привел ко Христу Нафанаила (Иоан. 1, 45-51). Филипп в Евангелии упоминается
пятым. По некоторым древним данным, место в Евангелии Матфея, 8 глаза 22 стих,
относится к Филиппу.
При чудесном насыщении в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами, Филипп считает
стоимость расхода (Иоан. 6, 67).
К нему обращались еллины, чтобы видеть Господа (Иоан. 12, 21). Он просит
Господа Иисуса Христа: «Господи, покажи нам Отца» (Иоан. 14, 8). Из Евангелия
Иоан. 6, 5, 8; 12, 22; Марк. 3, 18 видно, что он был из одного города с Андреем
и к нему был особенно близок.
По древним данным, Филипп благовествовал Евангелие в Фригии и скончался
мученически при Домициане, царствовавшем с 81 по 96 год, в Иерусалиме, будучи
распят на кресте.
6. Варфоломей, по-еврейски — сын Фалмая (Матф. 10, 3; Марк. 3, 18; Луки 6, 14;
Деян. Ап. 1, 13). Варфоломей — не кто иной, как Нафанаил (что значит — дар
Божий)-происходил из Каны Галилейской, Он был приведен к Господу Филиппом. В
апостольских писаниях имя его находится рядом с Филиппом.
О его апостольском труде в Новом Завете не оставлено никаких описаний.
Трудился он на поприще благовествования, как полагают, в Индии и Армении, где и
скончался мученически, будучи распят на кресте.
7. Матфей (что значит — дар Господень), сын Алфея (Марк. 2, 14), иначе
называемый Левий (Марк. 2, 14; Лук. 5, 27). В апостольских писаниях назван
Матфеем (Матф. 10, 3; Марк. 3, 18; Лук. 6, 15; Д. Ап. 1, 13). Матфей был
сборщик податей в Капернауме. О своем обращении он сам рассказывает (Матф. 9,
9). Он — автор первого Евангелия. То благовествование, которое другими
проповедовалось устно, Матфей написал, для своих соотечественников иудеев, на
древнееврейском языке. После пятнадцатилетней его работы в Палестине он выехал
для благовествования Христа другим народам. По некоторым историческим данным,
Матфей был сторонником иудейско-христианских направлений (смотри Римлянам 14,
1-2).
Трудился он для Господа в Ефиопии, Персии и Сирии. По свидетельству Папия (163
г.), он был убит мечом, по приказанию эфиопского царя Гиртана, в момент, когда
он молился за одного из рабов,
8. Фома — значит «близнец», т. е. двойник. Евангелист Иоанн упоминает о нем во
многих местах своего Евангелия (Иоан. 11, 16; 14, 5; 20, 24-28), на основании
которых мы можем судить о его характере.
По древним данным, Фома благовествовал Распятого и Воскресшего парфянам, после
воскресения и вознесения Господа Иисуса. Фома вскорости послал Фаддея, одного,
как полагают, из двенадцати апостолов, а другие думают из семидесяти учеников,
в город Эдессу (отсюда местная община и получила свое начало). Фаддей был
близнец с Фомой. Фома, после благовествования в Индии, умер мученической
смертью и был погребен в городе Эдессе.
9. Иаков (что значит — вытесняющий), сын Алфеев (Маггф. 10, 3; Марк. 3, 18;
Лук. 6, 15; Д. Ап. 1, 13). Его имя упоминается только в Евангелиях и Деянии
Апостолов.
По мнению некоторых лиц, Алфей и Клеопа — это одна и та же личность.
Тогда имя матери его должно быть Мария Клеопова (Иоан. 19, 25), и имя этого
Иакова упоминается еще и в других местах Священного Писания (Матф. 27, 36;
Марк. 16} 1; 15, 40; Лук. 24, 10). Братьями его должны быть Иосия, Симон и Иуда.
По вполне достоверным данным, сын Марии Клеоповой — Иаков (Луки 24, 10) умер в
возрасте 120 лет, мучеником. По древнецерковному свидетельству, Иаков Алфеев
проповедывал благую весть в юго-западной Палестине и в нижнем Египте, где и
умер, будучи распят.
10. Симон (что значит — услышание), прозванный Зилотом (Лук. 6, 15; Д. Ап. 1,
13), смотри Зилотов или Кананит (Матф. 10, 4; Марк. 3, 18), назывался так
потому, что происходил родом из города Каны Галилейской. Имя Зилот (что значит
— ревнитель) есть перевод еврейского слова «Кана-Кананит». Относительно его
имени вопрос является спорным, было ли оно дано ему вследствие особенности его
характера, или же по той причине, что он был некогда членом общества зилотов.
Симон благовествовал в Египте и в других частях северной Африки. Умер
мученически на кресте. Симона Зилота не следует смешивать с Симоном, братом
Господним, и с Симоном — епископом Иерусалимским.
11. Иуда не Искариот {что значит — хвала Иеговы), он же Лешей или Фаддей (Лук.
6, 16); Иуда Иаковлев (Деяния Апостолов 1, 13); Иуда, брат Иакова (Матф. 10,
3); Леввей, прозванный Фаддеем (Марк. 3, 18). Леввей — Фаддей — значит «дитя
сердца». Он был сын неизвестного Иакова. Известия о его апостольских трудах
значительно поздние и не вполне основательные. Как думают, он благовествовал в
Сирии и Персии, где и умер мученической смертью. Иуду Леввея не следует
смешивать с Иудой, братом Господним, написавшим послание Иуды.
12. Иуда Искариот — из города Кариота. Он предатель Господа (Матф. 10, 4;
Марк. 3, 19; Лук. 6, 16). В Евангелии Иоанна косвенно указывается на его образ
предательства (Иоан. 6, 64, 70; 12, 4; 17, 12; сравни Матф. 26, 14-18, 21-25,
46-50; Марк. 14, 10-11, 18-21, 42-46; Лук. .22, 3-6, 21-23, 47-48; Иоан. 13, 2,
10-11; 18-19; 3, 1-30; 18, 2-9). Иуда носил общую кассу, «ящик» с деньгами и
был вор (Иоан. 12, 6). За тридцать сребреников предал он Господа Иисуса Христа
(Матф. 26, 15). Евангелист Иоанн иногда называет его полным именем (Иоан. 6,
71; 13, 2, 26).
Иуда был единственным учеником не из Галилеи, а из Иудеи. О его неискреннем
раскаянии, отчаянии и самоубийстве написано Матф. 27, 3-10; Д. Ап. 1, 16-26.
13. На место отпавшего Иуды, Господь избрал Павла двенадцатым апостолом.
Апостол Павел был истый израильтянин, из колена Вениаминова (Фил. 3, 5). Родом
из греческого города Тарса в Киликии, который был хорошо известен своими
учебными, просветительными заведениями. Вначале он носил имя Савл. Родители его
были римские граждане. В юности Савл был послан родителями в Иерусалим, к
тогдашнему великому ученому фарисею — Гамалиилу, где Савл постиг все иудейское
книжничество, но при этом Савл изучил и ремесло: делание палаток, ибо у иудеев
была поговорка: «если отец не учит сына ремеслу, то он его учит воровству».
После этого Савл стал ревностным до фанатизма исполнителем закона и гонителем
Христа. Вскоре, вблизи Дамаска рука Господня изменила его сердце (Деян. Ап. 9,
1 и далее), и из преследователя и гонителя Савл стал ревностным последователем
и верным свидетелем распятого и воскресшего Христа. По своем обращении Савл, он
же Павел (Д. Ап. 13, 9), жил в Дамаске и Аравии, и только через три года прибыл
в Иерусалим (Д. Ап. 9, 22-29; Гал. 1, 17). После посещения Иерусалима (2 Кор.
И, 32; Гал. 1, 18-19; Д. Ап. 9, 26) он выехал на родину в Таре (Д. Ап. 9,
29-30; Гал. 1, 21). Из Тарса Варнава доставил его в Антиохию в Сирии. Здесь он
был целый год в качестве учителя (Д. Ап. 11, 25; сравни 9, 27; 13, 1). Спустя
лишь двенадцать лет после своего обращения он выступил, как вполне испытанный и
благословенный апостол язычников (Д. Ап. 13, 2 и далее). Апостол Павел
потрудился и пострадал много больше других апостолов: он написал четырнадцать
посланий, из которых последним было написано 2-е послание к Тимофею, а осенью
67 года он был обезглавлен в Риме.
Ф. ЕФИМОВa (Братский вестник)