Крещение в дни апостолов и в после апостольские времена

Христианские журналы
Из истории
01.06.2009 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 19994

Крещение в дни апостолов

Крещение было заповедано Самим Христом. Два места в Евангелиях говорят ясно,
что крещение, практикуемое в христианстве, установлено Христом. Прочтем первое
место в Ев. Матфея 28, 19: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и Святого Духа. Прочтем второе место в Ев. Марка 16, 16: Кто будет
веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет.
Так гласит заповедь о крещении, данная Господом Иисусом Христом.

Говоря о крещении, заповеданном Христом, мы должны несколько остановиться на
крещении, которое совершал Иоанн Креститель и которое было совершено и над
Самим Христом.

Форма крещения, совершавшегося Иоанном, и форма крещения, заповеданного
Христом, была в первые дни христианства одна и та же, то есть через полное
погружение крещаемого в воду. Об этой форме говорит греческое слово баптидзо,
которым в Новом Завете всюду обозначается крещение и которое означает:
погружать.

Но по своему внутреннему, духовному смыслу крещение Иоанново и крещение,
заповеданное Христом, не имеют между собой ничего общего. Крещение Иоанново
было символом покаяния и очищения, а следовательно совершалось над не
получившими еще прощения грехов и очищения от них; а крещение, заповеданное
Христом, должно было совершаться над уверовавшими во Христа, как личного своего
Спасителя, и получившими уже прощение грехов и очищение от них.

Посмотрим на практику крещения в апостольских церквах. Об этой практике
говорят несколько мест в книге Деяний Апостолов. Прочтем их одно за другим.
Деян. Ап. 2, 38: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во
имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа. Деян. Ап.
8, 14 — 16: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли
Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них,
чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а
только были они крещены во имя Господа Иисуса. Деян. Ап. 8, 36 — 38: Между тем,
продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал; вот вода; что препятствует
мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он
сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить
колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Деян. Ап. 10, 44
— 48: Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших
слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого
Духа излился и на -язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих
Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как
и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Деян.
Ап. 19, 1 — 5: Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, прошед верхние
страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы
Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух
Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново
крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы
веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они
крестились во имя Господа Иисуса. Деян. Ап. 22, 12 — 16: Некто Анания, муж
благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске, пришел
ко мне и, подошел, сказал мне: брат Савл! Прозри! И я тотчас увидел его. Он же
сказал мне: Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел
праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред
всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань,
крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса).

О чем говорят нам все эти места в книге Деяний Апостолов? Во-первых, что в дни
апостолов крещение совершалось только над покаявшимися и уверовавшими в Господа
Иисуса Христа.

Во-вторых, что Дух Святой сходил на верующих и до крещения и после крещения.

В-третьих, что крещенных Иоанновым крещением апостолы перекрещивали, то есть
крестили крещением, заповеданным Христом.

В-четвертых, что крещение совершалось во имя господа Иисуса Христа.

Но крещение, совершаемое во имя Иисуса Христа, не было ли отступлением от
крещения, заповеданного Христом совершать во имя Отца и Сына и Святого Духа?

Нет, крещение во имя Иисуса Христа и крещение во имя Отца и Сына и Святого
Духа не были двумя разными крещениями. Они были одним и тем же крещением. И мы
поймем это, если не будем понимать крещение во имя Иисуса Христа и крещение во
имя Отца и Сына и Святого Духа как акт, при котором имело значение произнесение
тех или иных слов, тех или иных имен. Христос, давая повеление крестить во имя
Отца и Сына и Святого Духа, не хотел придать значение словам, именам, какой бы
то ни было словесной формуле. Нет, Он хотел придать крещению более глубокий
символ: погружение крещаемого в Отца и Сына и Святого Духа, то есть в Святую
Троицу. Тогда нам станет понятным, что, крестя верующих во имя Иисуса Христа,
апостольская церковь в сущности совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого
Духа, поскольку в Иисусе обитала, обитает и будет обитать во веки веков Святая
Божественная Троица. Вспомним слова Христа: Я в Отце и Отец во Мне… Верьте
Мне, что Я в Отце и Отец во Мне(Ев. Иоан. 14, 10 — 11). Но не только Он был в
Отце и Отец в Нем, но и Дух Святой был в Нем и Он в Духе Святом. Вот почему
апостол Павел в Послании к Колоссянам 2, 9 говорит: Ибо в Нем обитает вся
полнота Божества телесно, то есть в Нем обитает вся божественная Троица.

Крещение, совершавшееся в дни апостолов над верующими, было актом принятия их
в поместные церкви. После крещения они делались членами видимой церкви,
пользуясь всеми правами таковой и принимая на себя все обязанности, связанные с
членством в ней.

Крещение в дни апостолов совершалось над всеми уверовавшими. Прочтем несколько
мест из Посланий ап. Павла: Римл. 6, 3: Неужели не знаете, что все мы,
крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Галат. 3, 27: Все вы,
во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 1 Кор. 12, 13: Ибо все мы одним
Духом крестились в одно тело.

Крещения младенцев не практиковалось. Крещаемыми были только уверовавшие,
принявшие учение Иисуса Христа и Слово Божие в свое сердце. Точно соблюдалось
повеление Христа: Проповедуйте Евангелие… Кто будет веровать и креститься…
Соблюдался порядок, установленный Христом: 1) Проповедь Евангелия, 2) вера в
Евангелие и 3) Крещение. Соблюдались слова Христа: Научите все народы, крестя
их…Сперва учили, потом крестили.

Крещаемые исповедовали свою сознательную веру в Иисуса Христа, как в Сына
Божия и Спасителя всех грешников; давали в крещении обещание Богу доброй
совести (1 Петра 3, 21); погребались со Христом крещением в смерть, дабы как
Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной
жизни(Римл. 6, 4); они соединялись со Христом в крещении подобием смерти Его и
подобием воскресения Его (Римл. 6, 5).

Для всех верующих апостольских дней крещение было символом смерти, погребения
и воскресения.

Крещение в послеапостольские времена

И в послеапостольские годы (с 7 по 140 годы) крещение практиковалось
исключительно над верующими. Но постепенно крещение обставлялось все больше и
больше пышностью, литургическими формулами и действиями, не основанными на
Священном Писании.

Известный апокриф — Учение 12 апостолов- раскрывает нам все наслоение в
крещении, которого не знали церкви апостольских дней. Из этого апокрифического
произведения мы узнаем, что в некоторых местах правом крещения стали обладать
только епископы; мы узнаем, что за обычай приняли крестить только в проточной и
холодной воде; стали допускать, правда как .исключение, вместо погружения
обливание, причем троекратное; наконец было введено троекратное погружение
крещаемого — во имя Отца и Сына и Святого Духа; был введен однодневный или
двухдневный пост для крещаемых и крестителей; было введено обязательное
возложение рук на крещаемых, что в апостольские дни не было правилом при всех
случаях крещения; было введено преподавание своего рода катехизиса (вероучения)
перед крещением, чего не было в дни апостолов; было введено заучиваемое
крещаемыми наизусть готовое, сформулированное исповедание веры (некоторого рода
Символ веры), чего мы также не находим в практике апостольского крещения. Но
самым опасным наслоением в отношении крещения было возникшее в
послеапостольские дни учение о возрождении через крещение и получении через
него прощения грехов.

Вот это учение о возрождении через крещение привело в конце концов к практике
крещения младенцев, а также не возрожденных взрослых, которая получила
значительное распространение уже в III веке, а с IV века становится
господствующей в христианских церквах и остается господствующей вплоть до
Реформации XVI века, когда анабаптисты подняли свой мощный голос против
крещения младенцев, как совершенно противоречащего заповеди Христа о крещении
верующих.

История христианства оставляет вопрос открытым, как, когда и при таких
обстоятельствах совершился переход от крещения верующих к крещению младенцев.
Вопрос о возникновении практики крещения младенцев в истории христианства
находится в тумане.

Но и Восточная и Западная церкви, то есть и православие и католицизм, и
реформаторы Джон Виклиф и Ян Гус, и реформаторы XVI века — Цвингли, Лютер и
Кальвин — отстаивали практику крещения младенцев и старались, хотя и весьма
неубедительно, обосновывать ее ссылками на Священное Писание, приводя в защиту
крещения младенцев такие, например, места, как: Ев. Марка 10, 14; Ев. Иоанна 3,
б Деян. Ап. 2, 39; Ефес. 5, 26; Деян. Ап. 16, 15 и 33; 18, 8; 1 Кор. 1, 16.

Детокрещенцы, защищая крещение младенцев, любят также перекидывать моет от
ветхозаветного обрезания к крещению младенцев. Но, увы, ни одно из приводимых в
защиту крещения младенцев мест Священного Писания не дает бесспорных
доказательств, что в апостольских церквах были случаи крещения младенцев.

И несмотря на необоснованность практики крещения младенцев, исторические
церкви не только веками практиковали и продолжают практиковать ее, но временами
налагали даже суровые наказания на родителей, которые проявляли халатность в
отношении крещения своих младенцев, а когда появились анабаптисты с пламенной
проповедью о крещении по вере — начались казни их в реках, да кострах и путем
нечеловеческих пыток.

Возвращение к практике крещения по вере: анабаптисты и баптисты

В апостольские дни, как уже сказано выше, крещение совершалось только над
сознательно уверовавшими во Христа, а следовательно, крещения младенцев не
практиковалось.

Крещение младенцев начало практиковаться в III и особенно в IV веке, когда
византийский император Константин объявил христианство государственной религией.

Но в течение всех последующих веков в христианстве всегда были противники
крещения младенцев.

Это противление крещению младенцев приняло особенно большие размеры в дни
Реформации XVI века и вылилось в массовое движение так называемых анабаптистов,
то есть перекрещенцев.

Реформаторы XVI (века Лютер, Кальвин и Цвингли реформировавшие католицизм,
практику крещения младенцев, несмотря на то, что она на протяжении всех веков
христианства вызывала дискуссии, оставили в реформированной церкви, как в
лютеранской, так и в реформатской, в силе.

Реформаторы-анабаптисты были более радикальными реформаторами и решили
провести реформу церкви до конца. Отвергнув крещение младенцев, как не имеющее
основания в Священном Писании, они стали практиковать крещение взрослых,
сознательно верующих.

Анабаптисты появились почти одновременно в Швейцарии, Германии и Голландии.

Ошибочным является мнение, что анабаптисты порождены реформацией XVI века.
Реформация создала только благоприятную для их расцвета атмосферу.

Анабаптисты имели своих предшественников в двух значительных и известных в
истории христианства духовных движениях, также отвергнувших крещение младенцев
и крестивших по вере в так называемом движении вальденсов, являющемся
продолжением петробрузианского движения и получившем название от
странствовавшего по югу Франции проповедника Петра Вальдуса, умершего в 1217
году.

Как уже сказано, оба эти движения проповедовали чисто баптистские принципы, в
том числе и доктрину о крещении по вере.

После собора в Вероне, состоявшегося в 1183 году и осудившего вальденсов как
еретиков, началось во Франции сильное гонение на них. Вальденсы, которых к
этому времени было уже значительное количество, рассеялись по всему
европейскому континенту, но главным образом они сконцентрировались в Италии и
Швейцарии.

Таким образом, именно вальденсы являются предшественниками и духовными
предками анабаптистов, которых еще до Реформации можно было встречать в Европе
повсюду и которым в дни Реформации дали прозвище: Анабаптисты.

Итак, в форме движения сперва петробрузиан, а потом вальденсов они
существовали в Европе около 400 лет. К началу Реформации они имели уже свои
общины, свою догматику, своих опытных и образованных руководителей и
проповедников.

Анабаптисты в Швейцарии

Когда в 1519 году в Цюрихе началась Реформация, руководимая Ульрихом Цвингли,
началась и более усиленная деятельность вальденсов, во главе которых стояли
опытные и способные руководители: Конрад Гребель, Феликс Манц, Георг Блаурок и
Валтасар Губмайер.

Необходимо отметить, что вождь швейцарской реформации Ульрих Цвингли
первоначально сам держался анабаптистских взглядов, но затем перешел снова на
сторону детокрещенцев и стал противником анабаптистов. Если бы Цвингли остался
при своих первоначальных анабаптистских взглядах, то вся швейцарская реформация
вылилась бы в анабаптизм.

С переходом Цвингли в лагерь противников анабаптистов в Швейцарии началась
жестокая борьба цвинглиан с анабаптистами, в которой цвинглиане пустили в ход
самые жестокие и бесчеловечные меры. Руководители анабаптистов — Гребель, Манц,
Блаурок и Губмайер — были брошены в тюрьму.

Эдикт Цюрихского городского совета от 7 марта 1526 года гласил: Каждый,
практикующий крещение взрослых, должен быть утоплен, и согласно этого эдикта
первым был брошен в реку Феликс Манц. За ним последовала водяная казнь многих
других анабаптистов.

Анабаптистов не только топили, но и сжигали. На костре был сожжен в 1529 году
Блаурок. Был сожжен Гетцер. Умер на костре и Губмайер. Только Гребеля, этого
самого талантливого руководителя швейцарских анабаптистов, миновала смерть в
реке или на костре, и то только потому, что он умер преждевременно от чумы.

Надо сказать, что швейцарские анабаптисты в своей догматике и церковной
практике ничем почти не отличались от современных баптистов.

Анабаптисты в Германии

В Германии анабаптизм носил тот же характер, что и в Швейцарии, но дважды он
принимал здесь политическую окраску.

Первые анабаптисты в Германии появились в городе Цвикау, на границе с Богемией
(Чехией), в 1521 году, и руководителями их были известные Цвикауские пророки
(название, данное им их противниками): Николаус Шторх, Маркус Штюбнер и Томас
Мюнцер. О Шторхе и Штюбнере сохранилось мало сведений, но Томас Мюнцер стал
исторической личностью в германском анабаптизме. Он принадлежал к той группе
германских анабаптистов, которые стремились мечом и огнем водворить Царствие
Божие на земле.

Когда в 1525 году в Германии вспыхнула Крестьянская война, Томас Мюнцер стал
одним из ее главных идеологов и пламенных вдохновителей. Это привело к мнению,
что вообще все анабаптисты Германии были революционерами, фактически же в
германском анабаптизме была лишь прослойка анабаптистов, которые стремились к
ликвидации частной собственности, к общности имущества и к переустройству
общества на началах социального .равенства и социальной справедливости. К
такого рода анабаптистам и принадлежал Томас Мюнцер. Это были религиозные
социалисты XVI века. Масса же германских анабаптистов находилась под влиянием
своего главного руководителя Валтасара Губмайера и мало чем отличалась от
спокойных швейцарских анабаптистов. Как главный вождь крестьянского восстания
Томас Мюнцер был предан мучительной казни. Некоторые из германских анабаптистов
были также инициаторами известных в истории анабаптизма событий в городе
Мюнстере, начавшихся б 1532 году.

В Мюнстере анабаптисты захватили город, и прибывший из Голландии булочник Ян
Маттис, провозгласив себя пророком, стал правителем города, но был убит. После
него правителем города стал известный в истории Ян Лейденский (Ян Бокельсон).

Ян Лейденский объявил город Мюнстер центром Царства Божия на земле и начал
выселять из города всех неверующих, то есть несогласных с ним, конфискуя их
имущество.

В Мюнстер стеклись все самые фанатичные элементы анабаптизма Германии. Ян
Лейденский ввел многоженство, ссылаясь при этом на Ветхий Завет.

В 1535 году город Мюнстер был осажден войсками местного епископа и взят. Все
мюнстерские руководители были казнены.

После ликвидации Мюнстерского царства анабаптистов по всей Германии началось
жесточайшее преследование их, с поголовным уничтожением их руководителей.
Результатом этих преследований было то, что значительная часть германских
баптистов бежала в соседние страны; остальные же, оставшись в Германии, ушли в
глубокое подполье, и вскоре слово анабаптист, столь ходячее в Европе, исчезло,
чтобы появиться вновь уже в Англии, но в виде слова баптист.

Анабаптисты в Голландии

В Голландии анабаптисты сбросили с себя опасное название и стали называться
менонитами. Но это были те же анабаптисты. Бывший католический священник Менно
Симонс, став анабаптистом, собрал всех анабаптистов, нашедших себе приют в
Голландии, под свое руководство, организовал из них общины, написал
догматический труд: Фундамент истинной христианской веры, и приступил к
распространению своих менонитских взглядов по странам Европы. Он много
путешествовал по разным странам и всюду насаждал менонитские общины.

Единственное, что отличало менонитов от анабаптистов Швейцарии и Германии,
было то, что Менно Симонс сохранил способ крещения, практиковавшийся в
католической и лютеранской церквах, а именно: через обливание, в то время как
анабаптисты совершали его через погружение. Но были менониты, которые совершали
крещение и через погружение, так же как были и анабаптисты, которые совершали
крещение и через обливание. Менно Симонс ввел также омовение ног перед
хлебопреломлением, но омовение ног совершалось и у английских баптистов XVII
века.

Об анабаптистах (менонитах) Голландии надо сказать, что они своим мирным
нравом и удивительным трудолюбием снискали большое уважение к себе как со
стороны правительства, так и со стороны общества, и они у себя на родине в
конце концов перестали подвергаться гонениям в противоположность своим братьям
по вере — анабаптистам Германии и Швейцарии.

Появление баптистов

Искры анабаптистского пожара, горевшего в Швейцарии, Германии и Голландии, не
могли не попасть в Англию. Многие анабаптисты, спасаясь от преследований у себя
на родине, бежали в Англию и здесь проповедовали свое учение. В результате
появились анабаптисты и в Англии, которые стали называть себя баптистами.

Но и в Англии анабаптисты-баптисты подверглись преследованию, и некоторые из
них были даже сожжены на кострах. Это происходило в XVI веке.

Но настоящее движение баптистов в Англии началось в начале XVII века. Первая
община баптистов в Англии была основана в 1611 году группой баптистов во главе
с Томасом Хелвисом — в Лондоне.

В это время баптисты в Англии принадлежали к двум течениям: кальвинистскому и
арминианскому. Кальвинистские баптисты назывались генеральными баптистами
арминианские баптисты — партикулярными баптистами. Община Хелвиса в Лондоне
была арминианского направления.

Первая кальвинистско-баптистская община была основана в Лондоне в 1616 году,
первым пастором которой был Генри Якоб.

В годы Кромвелевского Протектората баптисты в Англии получили полную свободу
для своей деятельности и значительно умножили свои ряды. Но с возвращением
после смерти Кромвеля Стюартов на английский престол началось новое
преследование баптистов.

У английских баптистов XVII века во многих общинах практиковалось омовение
ног, и крещение совершалось где путем обливания, где путем погружения.

Нет сомнения, что, поскольку у английских баптистов были связи с голландскими
менонитами, омовение ног они восприняли от последних.

Особого духовного расцвета баптистское движение в Англии достигает в первой
половине XVIII века, в дни, когда рождался английский методизм (методистская
церковь). В это время баптисты заняли среди английских сектантов первое место,
но методизм рос в Англии так бурно, что он не только догнал количественно и в
смысле духовного влияния баптизм, но, пожалуй, и перегнал его.

Английские баптисты, эмигрировавшие в Соединенные Штаты Америки в XVII веке,
положили начало американскому баптизму, который в конце концов по количеству
членов вышел на первое место в мире.

(Братский вестник №3 1963 г.)