Христианские журналы
Из истории
14.04.2009 г. | Разместил Виктор | Просмотров: 7018
После страшного теракта в Нью-Йорке мир стал другим» – слышим мы вновь и
вновь. А в том, что волна терроризма перекинулась на Запад, виноват якобы
конфликт на Ближнем Востоке между израильтянами и палестинцами. Израиль
занимает лишь 0,015 процента поверхности Земли, но сообщения о событиях на
Ближнем Востоке составляют 10 процентов мировых новостей, а после вспышки
нового конфликта в сентябре 2000 года – намного больше. В чем же причина?
Политики всего мира стремятся продлить мирный процесс развития с помощью
переговоров, но делают вывод, что Ближний Восток – не обычный «очаг пожара».
Борьба из-за Иерусалима и из-за 14 гектаров Храмовой горы (по-арабски:
Аль-Харам аш-Шериф – благородное святилище) таит в себе не только опасность
новой войны между израильтянами и арабами, но и опасность всемирного пожара, то
есть третьей мировой войны. Однако в чем, собственно, причина этих споров?
Почему и арабы, и израильтяне претендуют на это место и никто из них не готов
идти на компромисс? Какими тайнами окутаны Стена плача и Купол скалы?
Стена плача – не самое святое место иудейства!
Так называемая Стена плача, которую с 1967 года называют еще Западной стеной,
представляет собой часть уцелевшей подпорной стены, построенной по приказу
Ирода Великого (37 – 4 гг. до Р. Х.) вокруг Храмовой горы. Иудейский храм вот
уже около 2000 лет разрушен, но часть внушительной подпорной стены из огромных
камней (некоторые из них весят до 570 тонн, что равнозначно 3 реактивным
самолетам!) еще сохранилась. Иудейский храм, который стоял на скале Мориа,
представлял собой восьмое чудо света. Место это царь Давид в 1000 году до Р. Х.
выкупил у Орны, иевусеянина, чтобы построить там жертвенник Господу, Богу
Израилеву (2 Цар. 24:18–25). Здесь, на горе Сионе, в 966 году до Р. Х. царь
Соломон построил храм на скале, возвышающейся над гумном. Именно на этой скале
стоял ковчег завета со скрижалями. Здесь находилось Святое святых, куда
первосвященник мог входить лишь один раз в год. Кто ступал на это место, тот
должен был умереть. Этот знаменитый храм Соломона был разрушен вавилонским
царем Навуходоносором в 587 году до Р. Х., ковчег завета похищен, а храмовые
сокровища вывезены в Вавилон. После вавилонского плена, во времена Аггея,
Неемии и Ездры, храм был воздвигнут вновь, правда, в более скромных размерах. И
лишь царь Ирод Великий вернул иудейскому храму величие, роскошь и красоту,
которые имел когда-то храм Соломона. Здесь учил Иисус (Мк. 14:49), апостолы
ежедневно собирались в храме (Деян. 2:46). В 70 году по Р. Х. римляне разрушили
Иерусалим и храм и не разрешили отстроить его заново. Евреям вообще было
запрещено жить в Иерусалиме. Во времена христианских правителей Храмовая гора
напоминала пустошь, что должно было наглядно демонстрировать каждому еврею
торжество христианства над израильтянами. Местонахождение храма превратилось в
свалку мусора. Примерно в 640 году по Р. Х., то есть более чем через 1600 лет
после строительства храма Соломона и почти через 600 лет после разрушения храма
Ирода, новые мусульманские правители построили Купол скалы, который принято
называть мечетью Омара и который в ходе истории был объявлен третьей по
важности святыней в исламе после Мекки и Медины. Купол скалы – это не мечеть, а
храм над скалой, место на котором, по еврейской традиции, Авраам должен был
принести в жертву своего сына Исаака, что, однако, не произошло, так как Бог не
допустил этого. Он только хотел испытать Авраама в послушании в вере. И Авраам,
успешно выдержав испытание в вере, вместо сына принес в жертву оказавшегося
вблизи овна (Быт. 22:1–14).
Коран (появившийся столетиями позже Библии!) утверждает, что пророк Мухаммед
на своем легендарном коне Аль-Бурак отправился с Храмовой горы в таинственное
ночное путешествие. Этот конь с крыльями и человеческой головой будто бы вознес
Мухаммеда на небо. До этого Мухаммед якобы привязал своего коня Аль-Бурака к
Стене плача, которая поэтому называется у мусульман стеной Аль-Бурак и является
для них священной. На основе этой легенды бывшая Храмовая гора стала для
мусульман святой. Историки сомневаются в том, что Мухаммед вообще когда-либо в
своей жизни бывал в Иерусалиме, так как мусульмане завоевали Иерусалим после
его смерти.
Для евреев эта стена много столетий была действительно Стеной плача, где
оплакивалась гибель храма. Но сегодня, после воссоединения Иерусалима, она
является сердцем не только Иерусалима, но и Израиля, и мирового еврейства. С
1967 года здесь не только возносятся молитвы, здесь можно услышать и пение, и
смех, и увидеть танцы, так как израильтяне вернулись к своей стене, которую они
с тех пор называют Западной стеной. В течение 19 лет – с 1948 по 1967 годы – во
время иорданского правления над Восточным Иерусалимом, и тем самым над Старым
городом и ее сердцем – Храмовой горой, – для израильтян были закрыты все
подходы к Стене плача, хотя в соглашении о перемирии между Иорданией и Израилем
им однозначно гарантировалось это право. Но израильтяне мечтали и молились о
том, чтобы в один прекрасный день вновь прийти к Стене плача. Их желание
исполнилось после Шестидневной войны 1967 года – еврейский квартал в Старом
городе был восстановлен с любовью и с вложением больших средств.
Место, на котором находится купол скалы, священно для евреев
Западная стена, или Стена плача, самая большая в мире «синагога», но не самое
священное место для верующих евреев. Это «запасная святыня», которая находится
в непосредственной близости к Святому святых бывшего храма. Благочестивые евреи
вообще-то не восходят на Храмовую гору с исламскими святынями – Куполом скалы и
находящейся немного южнее от нее мечетью Аль-Акса. После Шестидневной войны
Верховный раввинат запретил евреям восходить на Храмовую гору, так как точно
неизвестно, где тысячелетия назад стоял храм. В результате новых исследований
удалось довольно точно определить местоположение иудейского храма, и
ортодоксальное еврейство хочет воздвигнуть там третий храм, так как, по
иудейским представлениям, только тогда сможет прийти Мессия. В Иерусалиме,
еврейской части Старого города, посетители могут уже в так называемом Храмовом
институте осмотреть утварь будущего храма. Для будущего служения в храме уже
обучаются священники, изготовлен краеугольный камень для храма, а особо строгая
ультраортодоксальная группировка почти через 2000 лет вновь ввела
жертвоприношения c пролитием крови животных, хотя храм еще не построен. В
праздник Йом Киппур они приносят жертвы южнее Храмовой горы, обосновывая это
тем, что и Давид принес свою жертву еще до строительства храма. Иудеи хотели бы
построить храм как можно скорее. Так как Иерусалим находится в сейсмической
зоне, многие надеются, что землетрясение в скором будущем расчистит путь для
строительства на Храмовой горе. Некоторые особенно радикально настроенные евреи
были бы не прочь взорвать Купол скалы. Эти отчасти фанатичные группы вызывают
сильную тревогу израильских властей. Можно себе представить, что случится, если
будет заложен первый камень третьего храма: неизбежен конфликт мирового
масштаба, так как большинство мусульман мира постараются помешать
строительству, в том числе и с применением оружия.
И среди палестинцев действуют радикальные силы, пользующиеся поддержкой
Арафата. Главный палестинский муфтий Иерусалима шейх Икрам Сабри, духовный
глава всех палестинцев, издал в марте официальный указ, запрещающий евреям
молиться у Стены плача или дотрагиваться до нее! Ссылается он при этом на
отсутствие доказательств существования иудейского храма. Главный муфтий объявил
через своего представителя: «Западная стена – это часть стены Аль-Бурак, а
стена Аль-Бурак – часть мечети Аль-Акса, и поэтому евреи не имеют никаких прав
на эту стену. Вся проблема в том, что стена не имеет никакого отношения к
евреям. Так что все, что они там делают: их молитвы, записки, которые они
кладут в стену, – всего этого мы не хотим! Мы считаем это нашим религиозным
достоянием, и в один прекрасный день мы вернем его себе». В интервью газете
«WELT» (от 17. 01. 2001г., стр. 7) главный муфтий выразился еще яснее: «Не
существует ни малейшего доказательства того, что раньше на этом месте стоял
иудейский храм. Во всем городе нет ни одного камня, который свидетельствовал бы
о еврейской истории. Наши права, напротив, ясны и однозначны… Поэтому мы не
признаем за ними (израильтянами) никаких прав: ни под землей, ни над землей…
Евреи – мастера обманывать мир. Но нас они не проведут. В Стене плача нет ни
одного камня, связанного с историей евреев… Пусть евреи возвращаются туда,
откуда они пришли… Евреи из Германии пусть возвращаются в Германию. Вы же их
так любите (смеется)».
Археологи решительно опровергают эти несостоятельные утверждения. Начиная с
1967 года, к югу и западу от Храмовой горы проводились самые крупные
археологические раскопки в мире. Исследователи просеяли более 300 000 тонн
земли и камней, и их находки были прямо-таки сенсационными. Так, например,
южнее Храмовой горы была обнаружена монументальная лестница, ведущая к храму.
Сегодня можно увидеть и остатки ворот, через которые Иисус Христос и Его
ученики проходили в храм. При этих раскопках была обнаружена и лестница,
ведущая к так называемой Царской колоннаде, простиравшейся вдоль всей южной
стены Храмовой горы (сейчас на этом месте возвышается мечеть Аль-Акса). Здесь
Иисус Христос разогнал менял, пояснив, что дом Отца Его – не дом торговли (Ин.
2:13–17). Наружная лестница, которая вела к этой колоннаде, была самой
громадной в античном мире – она весила более 1000 тонн. На сегодня сохранились
остатки сводов, несущих эту лестницу.
Во время раскопок археологи натолкнулись на предметы, непосредственно
связанные с жертвоприношением, как например, каменные сосуды с надписью на
еврейском: «корбан» (жертва) и стилизованным изображением двух голубей. Двух
голубей должны были приносить в жертву бедные люди, если они не могли
пожертвовать агнца (Лев. 12:6–7). И Мария после рождения Иисуса принесла в
жертву голубей (Лк. 2:22–24).
Результаты исследовательских работ рассеяли всякие сомнения: иудейский храм
находился некогда на Храмовой горе, и его великолепие и пышность были
непревзойденными. Главный муфтий Палестины, естественно, отрицает эти научные
сведения. Он требует всю Святую землю передать во владение палестинцам.
Можно ли разделить Храмовую гору?
У европейцев и американцев всегда наготове предложения по созданию мира на
Ближнем Востоке. Так, план Клинтона предусматривал раздел Иерусалима и Храмовой
горы. Верхнюю площадь Храмовой горы с исламскими святынями предполагалось
отдать в распоряжение палестинцев (что сегодня поч-ти реальная
действительность). Стену плача и площадь перед ней должны были получить
израильтяне. Однако кто требует этого, тот требует от религиозного еврейства
отказаться от центра его веры, так как гора Сион – это центр еврейства.
Отказаться от этой горы значит для евреев отречься от своей идентичности.
Библия во многих местах упоминает особое значение горы Сион, называемой также
горой Господней (сравни Пс. 68:36; Ис. 2:3; Ис. 51:3; Иоил. 3:5). Горе дано
особое обетование: «И пойдут многие народы, и скажут: «Придите, и взойдем на
гору Господнюю и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем
ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господа – из
Иерусалима»» (Мих. 4:2). Прекрасное обетование для мессианской эпохи, эпохи
Второго пришествия Иисуса Христа.
Возможен ли мир?
Многие, вплоть до Нобелевского комитета, были в восторге от соглашения о мире,
заключенного в Осло. Но люди осведомленные знали, что в этом договоре заложена
бомба замедленного действия – вопрос о статусе Иерусалима. Известный эксперт по
вопросам Ближнего Востока Петер Шолль-Латур в своей замечательной книге «Ложь в
Святой земле» (Берлин, 1998 г.), первым высказал мнение, что соглашение о мире,
заключенное в Осло, и формула «Страна для мира» – это подлог, потому что, по
словам Шолль-Латура: «Владение землей – это что-то конкретное, реальное. «Мир»
же – это желание, мечта, даже утопия» (стр. 258). С большой компетентностью
Шолль-Латур показывает, что Ближний Восток не успокоится, потому что мы имеем
дело с вновь пробуждающимся и сильно воинствующим исламом, который даже не
может признать еврейское государство, так как тем самым он нарушил бы основы
учения ислама. Поэтому Шолль-Латур критически спрашивает, «не проглядели ли
еврейские эмиссары Осло стих 124 девятой Суры, где написано: «О вы, которые
уверовали (мусульмане)! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И
пусть они найдут в вас суровость» (стр. 259), – и указывает на другую проблему.
По его мнению, подписанное в Осло мирное соглашение было всего лишь тактическим
маневром, отвечающим, однако, исламским учениям. Страна, бывшая однажды в
мусульманском владении, никогда не должна подпасть под суверенитет неверных
(немусульман), рано или поздно эта страна снова будет в исламском владении. При
этом разрешается заключать и временные мирные договоры. Шолль-Латур пишет:
«Отречение, отказ от торжественно подписанного мирного договора, заключенного с
неверными, – это (если это служит священной цели) не только разрешение, это
даже религиозная обязанность. Мусульманский политик, который всерьез принимает
соглашение об отказе, заключенное в Осло, и старается реализовать перечень
концессий в пользу сионистов, совершает предательство по отношению к Аллаху и
его пророкам» (стр. 263). К каждому соглашению о мире нужно подходить весьма
критически, ведь палестинский вождь Арафат 18 апреля 1998 года говорил о том,
как он себе представляет будущее развитие на Ближнем Востоке. При этом он
упомянул о «мире», который Мухаммед заключил в Медине 1300 лет назад с
враждебно настроенными против него курейшитами, жившими в Мекке. Арафат
интерпретирует этот «рассказ о мире» в Коране так: «Пророк Мухаммед…
договорился о мире с племенем курейшитов, который был, однако, не чем иным, как
перемирием на 10 лет. Пророк пообещал, что из Медины не будет никаких нападений
на курейшитов и их владения. Это было перемирие – и ничего больше. Мы должны
извлечь урок из этого примера, данного нам пророком!» Это заставляет
предчувствовать злое. Значит, мирный договор, согласно данной интерпретации
Корана, является лишь временным перемирием, которое заключают, если это
политически выгодно. Если противник ослабнет, то договор можно нарушить. В
вопросе об Иерусалиме видно, что мирный договор, подписанный в Осло, не стоит и
бумаги, на которой он написан. Уже несколько месяцев самые страшные террористы,
выпущенные Арафатом из тюрем, держат Израиль в страхе и трепете. Международному
требованию арестовать их он не подчиняется, да и, по всей видимости, не желает
подчиниться, так как знает, что израильская армия ничего не может сделать
против этой изнурительной войны с гнусными террористическими покушениями.
Туризм, третья по важности отрасль экономики, полностью пришел в упадок. Потери
огромны и для палестинцев, так как в Вифлеем, например, вообще больше не
приезжают туристы. Вспыхнувшие 29 сентября 2000 года кровавые волнения взяли
свое начало в Иерусалиме и названы по имени мечети на Храмовой горе
(Аль-Акса-Интифада). Одной из явных целей является «освобождение» Храмовой горы
от еврейского суверенитета. «Нью-Йорк таймс» справедливо назвала это место
самыми взрывоопасными квадратными метрами в мире. Библия называет Иерусалим
«тяжелым камнем для всех племен» (Зах. 12:3), дословно «чаша опьянения»,
«хмельной напиток». Поэтому для этого города, к сожалению, человеческого
мирного решения не будет; напротив, в Библии говорится, что однажды народы мира
соберутся против него. Это приведет к суду над народами в долине Иосафата, у
ворот Иерусалима (Иоил. 3), а потом придет Мессия, Иисус, Сын Божий. Тогда
Иерусалим обретет свое окончательное земное назначение. Город будет
благословением на этой земле, народы мира придут в Иерусалим, чтобы поклониться
Господу, Иерусалим станет славой Божией на земле (Ис. 62:7). Мы, христиане,
должны молиться о мирном сосуществовании, которое, с человеческой точки зрения,
кажется абсолютно невозможным. Но признаки надежды есть, если люди начинают
новую жизнь во Христе и становятся миротворцами в малом. Бог предлагает Свой
мир в Иисусе Христе обоим народам: и палестинцам, и израильтянам. Поэтому
Иерусалиму – городу вечного Бога – мы желаем: «Шалом» – мир, истинный мир. Уже
в Псалме 121 к нам звучит призыв: «Просите мира Иерусалиму: «Да благоденствуют
любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих!»»
Александр ШИК (Журнал «Вера и Жизнь» 2002)