Покаявшийся благовестник

Христианские журналы
Мысли о вечном
09.03.2010 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 5072

Дело благовестия приходит в упадок по причине того, что дети Божьи,
проповедники, евангелисты и миссионеры не исполняют воли Господней и бегут,
подобно Ионе, каждый в свою сторону. Одни «убежали» в бизнес, другие — за океан
или несколько ближе, третьи — закопались в своих грехах. Но нет счастья ни для
одного из них, они как бы попали в чрево кита, откуда может освободить только
Господь.

Иона получил от Господа поручение отправиться в Ниневию с проповедью о
покаянии, но воспротивился этому поручению. Он был пророком Божьим, а это
значит, что Бог говорил с ним и он говорил с Богом. Не следует сомневаться и в
том, что Иона хорошо знал Бога. Но как же все-таки он мог надеяться, что
Господь не достигнет его на море? Безумием было бы утверждать, что какая-то
область жизни человека находится вне поля зрения Бога и Его контроля.

Оказывается, совершенно недостаточно быть теоретически подготовленным к
хождению пред Богом. Каждому верующему необходим практический опыт. Он-то и
является лучшим целительным средством от безумия человеческого непослушания.
Таким опытом предстояло обогатиться Ионе. Он должен был понять, что человек
беспрекословно должен выполнять все то, что повелевает ему Бог. Но как же всему
этому противится плоть человека! Она совершенно не понимает того, что Тот, Кто
возлагает на человека бремя поручений, подставляет Свое Божественное плечо под
это бремя, чтобы помочь человеку совершеннейшим образом и в полнейшем
послушании выполнить волю Отца Небесного. Поэтому всякий, кто убегает от
исполнения воли Божьей, только умножает свои скорби.

Плоть подсказала Ионе, что Бог не достигнет его на море. Враг, сатана, обманул
его. Какое безумие! Какой самообман! Но разве мало сегодня подобных безумцев?

Как для современников, так и для нас Иона является притчей. Он жил в ту пору,
когда на Израиля возлагалась великая миссия быть светильником Божьим и для
языческого народа.

В безумии непослушания Иона делает как раз противоположное тому, что должен
был делать. Он уверяет себя, что сможет убежать от руки Божьей. Но трудно ли
задаться таким вопросом, каким задается псалмопевец: «Куда пойду от Духа Твоего
и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7).

Все планы Ионы рушились, причем самым печальным для него образом.
Легкомысленного Иону, которого прежде Бог сам хранил от гибели, Он наставляет и
воспитывает. Процесс трудный, болезненный. Из той бездны, куда вверг себя Иона,
Богу потребовалось извлечь его железным крючком, который нанес ему глубокие
раны, оставившие заметные рубцы в его душе на всю жизнь. Только это
спасительные раны.

Вслед за убегающим Ионой Бог послал Своего гонца — страшную бурю. И она
действительно настигает его. В ее грохоте и реве он слышит глас Божий, зовущий
его обратно в Ниневию. Бог хочет говорить с этим неразумным пророком через Свое
творение и через Свои суды.

Если услышишь глас Божий, если уразумеешь то, что Он скажет тебе, если
согласишься со сказанным, тогда жизнь твоя действительно окажется
благословенной и значительной. О, если бы человек всегда был в состоянии
слышать глас Божий! Чистое сердце способно расслышать его сразу же посреди шума
и суеты окружающей жизни. И устремленный к Богу слух в состоянии воспринять
проповедь Божию в природе и событиях личной жизни.

Матросы-язычники вскоре поняли, что это необычная буря, в ней видна была рука
Божества. О Боге у них были скудные представления. И все же каждый язычник
возносился в молитве к своему божеству, умоляя о пощаде и помиловании. Скорбь
учит молиться! Это факт! Ты навсегда останешься плохим утешителем для людей,
если не постигнешь этой истины.

Молясь, матросы не переставали трудиться: стремясь облегчить груз корабля, они
бросали в море все, что можно было выбросить. Когда Господь коснется твоего
сердца горькими бурями угрызений совести, бросай в море все, что сможешь, чтобы
облегчить свою ладью. Откажись от всего, что прежде представлялось тебе важным
и ценным. Все, что твое, непременно должно погибнуть. Если ты воспротивишься
этому, пожелаешь сохранить для себя любимый плод твоего «я», потерпишь
кораблекрушение и погибнешь. Они молились, будто труд был напрасен, и
трудились, будто молитва не достигала цели.

Пророк Иона не хочет, однако, видеть и осознавать происходящее. Он спускается
в трюм корабля и ложится спать, будто нет никакой бури, нет никаких тревог,
никаких угрызений совести. И как же ему удается заснуть? Это трудно понять!
Просто невозможно! Неизбежная смерть смотрит в глаза, а он как будто хранит
безмятежное спокойствие… Возможно ли это?

Сам Спаситель спал на возглавии ладьи во время бури, но то был сон мира и
неуязвленной совести. Иона спит, но душа его обеспокоена, а совесть не чиста.
Тем не менее у него одно желание — убежать от Бога, совершенно не задумываясь
над тем, что последует дальше. Как же все это известно грешнику! Он закрывает
свои глаза на происходящее. Страус тоже прячет голову в песок, чтобы не видеть
грозящей ему смерти. Ему словно кажется, что если он не видит угрожающей
опасности, то ее и не видит сам Бог. Какой чудовищный самообман!

И сегодня многие бегут от Бога, от полученных от Него поручений. Бегут куда
глаза глядят, но так и не могут убежать от Него: Он везде, Он повсюду!

Устремив сердца свои к небу, матросы бросали в море драгоценный груз корабля.
Сколько богатств и сокровищ, сколько человеческих жизней поглотила вода за все
время мореплавания. Может быть, груз корабля составлял все то, что эти матросы
нажили себе в трудном и опасном труде, чтобы обеспечить свою семью и
собственную старость?! Но вот теперь все это безвозвратно погибает за вину
одного человека. Один человек может оказаться величайшим благословением для
окружающих, но один может быть и величайшим проклятием для всех. Тогда чем
являешься ты для своих окружающих?

Удивительно, что язычники не роптали пред лицом таких потерь, — во всяком
случае мы не слышим здесь звуков их негодования. Сожаление, бесспорно, наступит
позже. Сейчас же во что бы то ни стало важно спасти свою жизнь. И это пример
для нас: сердце — ввысь, к Богу, а все, что отягощает нашу ладью, — вниз, в
глубину моря.

Иона тяжко согрешил против Бога. Непослушание всегда тяжкий грех. Печально,
что люди не сознают этого. А Бог порою не сразу наказывает человека. Он часто
молчит длительное время и ожидает… Чего? Покаяния! А в это же время грех
ожесточает и ослепляет человека, внушая ему мысль, что все обойдется
безнаказанно, даже тогда, когда сердце испытывает тревоги.

Думал ли Иона о покаянии? Едва ли! Бог решает напомнить ему об этом! Это
великая милость Божия. Язычники говорят Ионе: «Встань, воззови к Богу твоему:
может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем!» Какой позор для Ионы!
Язычники вынуждены напомнить ему о его обязанностях! Так и сегодня люди часто
говорят эти слова искупленным Божьим, если им приходится плыть в одной ладье,
на одном корабле. Может быть, они терпят бедствия в плавании за нашу вину! Ведь
мы должны быть солью земли. А эта соль часто теряет силу! Это великий дар
нынешнему христианству. Где твоя сила? Где твоя праведность?

«Вставай, воззови к Богу твоему!» Весьма печально и скверно, если неверующие
должны напоминать верующим, что им надлежит делать. Благо, однако, тому, чья
совесть пробуждается и обостряется посредством такого напоминания.

Можем ли мы представить себе сейчас, какие тайные страдания доставили Ионе эти
слова? Это может понять только вставший после падения христианин. Но как же
теперь Ионе обратиться к Богу? Услышит ли Он его? Пророк испытывает жестокую
боль сердца! Как он сожалел теперь о том, что отправился в Фарсис, вместо того,
чтобы идти в Ниневию. Только теперь Иона уже ничего не мог изменить: один Бог
силен произвести благие перемены в таких случаях. Теперь он легко понял, что
поступил весьма преступно и вопреки воле Божьей. Он увидел теперь весь свой
грех во всем его объеме и силе. Понял теперь и причину неистовой бури. Что же
делать? Не вынести ли себе самому смертный приговор?

Должен ли теперь Иона воззвать к Богу? Может ли теперь он просить о
помиловании? Он прекрасно понял, что теперь ему не избежать наказания. Рука
Божия тяготела над ним.

Бог решил помочь заблудившемуся пророку совершить достойный плод покаяния. Его
спросили: «Какое твое занятие?» Может быть, он один из тех, кто занимается
делами, которые особенно ненавидят боги? Не мог ли Иона сказать людям, что он
пророк Божий? О, как бы он хотел теперь умолчать о своем происхождении и о
своем занятии! Кто только отчасти повинуется призванию Божьему, тот стыдится
полного исповедания. Такой человек хотел бы быть как все, уподобившись
окружающим в этом мире. Там, где нет страха Божьего, там всегда страх пред
людьми, перед общественным мнением, перед тем, что скажут о тебе. Но подумай о
том, сколько душ ежедневно проходит мимо тебя, которым ты своим исповеданием и
своим свидетельством мог бы оказать добрую услугу для вечности.

Иону спросили: «Из какого ты народа?» Может быть, боги особенно ненавидят этот
народ? Но мог ли он сказать, что он принадлежит к избранному народу Божьему?

Молчать было нельзя. Нужно отвечать. В такой серьезный момент, как этот,
нельзя молчать, необходимо отвечать! Поэтому Иона сказал: «Я еврей, чту
Господа, Бога небес, сотворившего небо и сушу».

Каким же безрассудным человеком представился Иона этим знающим жизнь, а ныне
уставшим, измученным людям, глядевшим в глаза страшной смерти! Он мечтал
убежать, но не от Того ли, руке Которого повинуется море?

«И устрашились люди страхом великим… ибо узнали, что он бежит от лица
Господня».

Каким жалким стоял Иона перед лицом этих людей. Он воспротивился поручению
Божьему идти к язычникам и проповедовать там покаяние; теперь же сам стоит
перед язычниками и раскаивается перед ними, он ведь причинил им величайшее зло.
Произошло все наоборот!

Едва ли что-либо труднее произнести человеку, нежели слово самоосуждения. Он
прежде всего всегда стремится оправдаться, ему так хочется обелить себя.

Поэтому всегда велики те моменты, когда человек целеустремленно осуждает
самого себя, осознавая себя грешником, блудным сыном, не прощая себе ни
малейшего греха, который он в состоянии осознать.

Совсем не просто исповедоваться пред людьми, это всегда стоит невероятных
усилий и жестокой борьбы со своим собственным «я». Нам всегда хочется казаться
благочестивыми пред людьми, даже перед теми, которых мы не уважаем и которыми
не дорожим. Нам невероятно трудно произнести себе осуждающий приговор. Но какие
огромные благословения заключаются в исповедании грехов. Тогда рушится стена,
разделяющая нас с Богом.

Теперь честь Господа опять восстановлена: язычники увидели, что Бог Ионы —
всесильный Бог, убежать от Него невозможно. Более того, язычники поняли, что
существует только Бог Ионы, и нет больше других богов, и люди должны
поклоняться только этому Богу.

Иона произносит себе смертный приговор. Он сознает, что должен освободить этих
людей от своего присутствия, что грех его наказывается смертью. За грех —
смерть. Это старая и известная истина. Очень часто случается так, что дети
Божии предпочитают смерть разрушенной грехом жизни. Однако закон таков:
понесенное наказание освобождает человека от тяготеющей над ним вины. Наказание
— это возмездие за совершенное зло. Бог наказывает Своих детей по-разному. Но
Его наказание всегда заключает в себе несомненную милость для наказуемых.
Человек не в состоянии наказывать ближних с такой милостью, как это делает Бог.
Люди не умеют миловать, и в наказании предусматривать благо ближнего не в их
правилах. На это способен только Бог, Который в случае искреннего и полного
раскаяния силен превратить совершенное человеком зло в великое для него благо.

Готов ли теперь Иона отправиться в Ниневию? Повелит ли ему теперь Господь идти
к этому народу? Трудно представить себе, чтобы Иона мог задаваться подобными
вопросами в такой момент, когда он помышлял только о смерти, хотя теперь,
несомненно, готов был бы повиноваться во всем Господу Богу!

Дух Ионы сокрушен, рука Господа сразила его. Плоть его стала мягкой, как
глина, в руках Небесного Ваятеля. Теперь Бог будет ваять и формировать из него
нового человека.

Исповедь Ионы явилась великим благословением для языческой команды корабля,
направлявшегося в Фарсис. Язычники увидели живого и истинного Бога в действии.
Это всегда производит огромное впечатление и заставляет думать даже
поверхностных, неглубоких людей.

Господь по-разному приводит Своих детей к исповеданию собственной греховности.
Мы никак не можем понять пути Предвечного, но порою для духовного пробуждения
человека требуются страшные катастрофы.

Иону бросили в море. Огромный кит проглотил его — так говорит Писание.
Страшно? Иона был уверен, что его постигнет неизбежная смерть в морской пучине.
Он никак не ожидал того, что, оказавшись в чреве кита, будет жить.

Можно думать, что после случившегося языческая команда корабля обратилась к
Богу. Это было бы, несомненно, великим чудом. Но еще более интересна история
Ионы: в глубокой скорби души он начинает молиться и взывать к Богу в чреве
кита, в таком, казалось бы, неподходящем месте — это ведь не храм! Но,
оказывается, любое место соответствует тому, чтобы в скорби и тесноте сердца
воззвать к Богу. Кто из нас не знает того, что молитва, рожденная скорбью и
страданиями, необычайно сильна?! Так и молитва Ионы расторгла небеса.

Случившееся заставило пророка задуматься. Душа его оказалась достаточно
приготовленной пережитыми страданиями к глубоким раздумьям о собственной судьбе
и водительстве Божьем. Собственно, что еще оставалось Ионе? Лишь одно —
обратиться к Богу! Это было самое разумное из того, что он сделал за последнее
время. Молиться никогда не поздно. Молитва скорбящей души особенно сильна, Бог
не может не услышать ее.

Воспитанный на Слове Божьем, Иона молился словами многих псалмов. Это редкая
молитва. Но именно так пророк доказал, что жил Словом Божьим.

Иона во чреве кита! Представим себе хотя бы отчасти его переживания. Он вопиял
к Богу. Вопием ли мы к Нему, когда находимся в отчаянных обстоятельствах, в
бедствиях?

Заглянем в зеркало души Ионы. Что мы видим там? Неразумие человека. Постоянное
противление человеческой плоти совершенной воле Божьей. Но мы увидим также и
его сокрушенный дух, истинное раскаяние и несомненную готовность идти теперь
навстречу всем повелениям Божьим. Бог достиг того, чего хотел, в душе пророка.

Скорбь научила Иону молиться. Храм оказался раскрыт и для него. Великое дело и
искусство — превратить темницу мира в храм истинного поклонения Богу. Но, если
ты действительно превратишь ее в храм, она уже не сможет более удерживать тебя
там. Бог не попустит святым Своим пребывать в аду.

Спустя три дня Иона был выброшен на берег. Все произошло наоборот, не так, как
он ожидал и предполагал: то, что, по человеческим понятиям, должно было
оказаться орудием смерти, послужило к жизни. Ожидал ли Иона, что вновь
приобретет жизнь именно таким образом? Это была великая и незаслуженная милость
Божия. Это было великое чудо в его жизни.

Если у нас нет Бога, Который силен творить чудеса, тогда у нас вообще нет
Бога. Если у нас нет живого и сострадающего людям Бога, то тогда у нас нет
никакого Бога. Тот, кто знает живого и истинного Бога, знает и то, что руки Его
не связаны законами природы, Творцом которых Он сам и является. Благодарение
Ему за то, что Он и сегодня не перестает творить чудеса. Надо только уметь
видеть их и благодарить Его за них.

Источник www.krinica.org