Христианские журналы
О Библии
03.02.2011 г. | Молодежь церкви «Спасение» | Просмотров: 9359
Читая и изучая Библию, мы поражаемся созвучием ее внутреннего содержания и
единства ее плана, ведущего к одной определенной цели- соединению человека с
Богом.
Книги Библии написаны в разное время, разными авторами, при различных
обстоятельствах и даже в разных странах; тем не менее в них чувствуется один
дух, один язык и одно общее взаимосвязующее откровение. Библия построена на
принципе великолепного архитектурного сооружения, где великий Мастер рассчитал
все заранее, так что во всем сооружении нет ничего лишнего, и все на своем
месте дополняет гармонию целого.
Библия — это совершенный организм, где, как и в человеческом теле, все органы
и члены соединены с одним общим центром — сердцем. Этим сердцем Библии является
Бог, а все остальное ведет к Нему. Как в организме человека все его функции
сочетаются в сердце и разуме, так в Библии все ее слова и откровения находятся
в полном сочетании с Духом Святым и премудростью Бога. Дух жизни наполняет все
Писание в целом (Ев. Иоан. 6, 63), и премудрость Божия сокрыта во всех его
словах (Пс. 118, 138), почему оно и может служить для нас «мечом» для духовной
брани (Ефес. 6, 17) и «шлемом спасения», могущим защитить от раскаленных стрел
лукавого.
Гармония общего плана Библии
Возьмем Библию и посмотрим, как замечательно гармонично она разделяется по
содержанию. В Ветхом Завете мы видим четыре главные части: 1) закон (Пятикнижие
Моисея), 2) история (исторические книги), 3) поучение (поучительные книги) и 4)
откровение (пророческие книги).
То же самое мы видим и в Новом Завете: 1) нравственный закон (четыре
Евангелия), 2) история (Книга Деяний Апостолов), 3) поучение (послания
апостолов) и 4) откровение (Откровение Иоанна, апокалипсис).
Это — внешний план Библии. При более глубоком анализе перед нами откроется еще
более замечательная гармония Библии.
Обратим наше внимание на тот факт, что Библия начинается с упоминания имени
Бога: «В начале сотворил Бог небо и землю…», а заканчивается упоминанием
человека: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр. 22,
21). Библия — это послание Бога к человеку, и ее назначение — направить
человека к Богу. Поэтому одними из важнейших слов Библии являются слова Псалма
117, 8, в которых человек призывается к упованию на Бога. В начале Библии мы
встречаем первые слова человека к Богу: «Голос Твой я услышал в раю и
убоялся…» (Быт. 3, 10), и человек пробовал скрыться от Бога. Этот страх перед
Богом был результатом падения в грех. В конце Библии мы находим последние слова
человека к Богу: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22, 20). Эти слова человек
может говорить Богу только в результате своего спасения через благодать.
С начала и до конца в Библии проходит идея троичности Бога. Исследуя этот
вопрос по Писанию, мы заметим прежде всего употребление множественной формы
слова «Бог» трижды на протяжении первых глав Библии. В Быт. 1, 26 мы читаем:
«Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» В Быт. 3, 22
сказано: «Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» И в Быт. 11, 7
Бог говорит: «Сойдем же и смешаем там язык их…»
В Ветхом Завете дается откровение Бога Отца; в Евангелиях дается откровение
Бога Сына; в Книге Деяний Апостолов мы имеем откровение Бога Духа Святого; а в
посланиях апостолов нам дано откровение всей божественной Троицы (2 Кор. 13,
13). Библия как Слово Божие охватывает все времена: «вчера», «сегодня» и «веки
веков» (Евр. 13, 8). Ее история, уносящая в далекое прошлое (Пр. 8, 22- 31),-
это Божие «вчера». Оно дается нам для того, чтобы по нему учиться жизни:
подражать доброму и не повторять плохого (1 Кор. 10, 6-11). Духовное и
нравственное учение Библии, озаряющее нас с каждой ее страницы,- это Божие
«сегодня» (Ос. 14, 10). Оно дано, чтобы люди могли познать Бога и вечные
истины. Пророчества Библии, устремляющие наш взор в неизвестное будущее (Ис.
46, 10; 2 Петр. 1, 19), когда все зло будет попрано, всякая несправедливость
исправлена и всякая тайна открыта и когда все доброе и худое получит свое
воздаяние (Ев. Матф. 13, 40-43),- это Божие «завтра» и «веки веков». Оно влечет
нас к горнему, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3, 1).
Библия указывает нам способы и условия для общения с Богом. Вникая в ее
учение, мы видим, что от Адама до потопа человечество в этом общении с Богом
руководствовалось совестью. В дальнейшем общение с Богом происходило через
избранных мужей с избранным народом- Израилем и протекало под знаком закона.
Наконец, в Новом Завете мы видим общение с Богом через Церковь, то есть общение
всех людей, принявших благодать Божию во Христе.
Только одна заповедь была дана безгрешному Адаму в Едеме, и та была нарушена;
потом десять заповедей были вручены согрешившему человеку, и они тоже не были
исполнены; в конце концов весь закон был возложен на одного совершенного
Человека, и Он исполнил его в совершенстве во всех его требованиях. Христос
исполнил закон за всех, чтобы праведность Его распространилась на всех, кто
принял Его как личного Спасителя и Ходатая перед Отцом (Римл. 3, 24-26).
Следует отметить, что Библия делится почти на равные две половины, между
которыми находится Книга Псалмов,- причем как в первой, так и во второй части
Бог обращается к человеку, тогда как в Псалмах человек взывает к Богу.
Гармония Ветхого и Нового Завета
Ветхий Завет начинается со слов о Боге: «В начале сотворил Бог…» Новый Завет
начинается со слов о Христе: «Родословие Иисуса Христа».
Ветхий Завет заканчивается возможностью проклятия: «…чтобы Я пришед, не
поразил земли проклятием» (Мал. 4, 6). Новый Завет заканчивается
благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откр.
22, 21).
Первое чудо Моисея в Египте было превращение воды в кровь (Исх. 7, 19), что
служило прообразом смерти за нарушение закона. Первое чудо Христа — претворение
воды в вино — служит символом воскресения в результате победы Христа над
смертью (Ев Иоан. 2, 1-11).
На первых страницах Библии мы находим убийство брата братом (Быт. 4, 8), в то
время как на первых страницах Нового Завета мы читаем о том, как брат брата
приводит ко Христу (Ев. Иоан. 1, 41-42).
Следует отметить, что первым вопросом в Ветхом Завете является вопрос Бога,
направленный к человеку: «Адам, где ты?» (Быт/ 3, 9), тогда как в Новом Завете
первый вопрос раздается из уст человека: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Ев.
Матф. 2, 2). Там Бог ищет согрешившего человека, а здесь жаждущая душа ищет
Бога.
В Ветхом Завете было дано повеление людям любить Бога (Втор. 6, 5), а в Новом
Завете звучит весть о том, что Бог возлюбил человека (Ев. Иоан. 3, 16).
Все это не разделяет Библию на две части, но лишь дает видеть план откровения
Божия в двух разных периодах истории: до Христа и после Христа.
В Ветхом Завете мы видим Христа в духе; в Новом Завете мы видим Его уже во
плоти. В Ветхом Завете все направлено ко Христу; в Новом Завете все идет от
Христа. В Ветхом Завете Христос — ожидаемый Мессия; в Новом Завете Христос —
Спаситель всего мира. В Ветхом Завете праведники ожидали прихода Мессии; в
Новом Завете верующие ожидают пришествия Христа. Там ожидали Христа как
Искупителя, здесь ожидают Христа как Царя царей и Судию праведного.
Гармония Нового Завета
В Новом Завете мы находим ту же гармонию, тот же божественный план и взаимную
связь Писания. Возьмем, для примера, Евангелия.
Матфей писал для евреев, и потому он изображает Христа как Царя. Девизом его
Евангелия являются слова: «Се, Царь твой» (Ев. Матф. 21, 5).
Марк писал для римлян, поэтому образ Христа дается в его Евангелии как образ
Слуги. В нем Бог как бы говорит о Христе: «Вот, Слуга Мой» (Ис. 42, 1); в
русском переводе вместо слова «Слуга», стоит слово «Отрок».
Лука писал для греков и изображал Христа как Сына Человеческого. Девизом его
Евангелия служат слова: «Се, Человек».
Иоанн писал для Церкви, почему в его Евангелии и дан образ Христа как Сына
Божия. Девизом его Евангелия могут служить слова Исайи: «Вот — Бог ваш» (Ис.
40, 9).
Четыре образа Христа, данные евангелистами в Евангелиях, находят свое
отражение в словах пророка Иезекииля: «Подобие лиц их — лицо человека и лицо
льва… лицо тельца… и лицо орла» (Иезек, 1, 10). Таким образом, Царь в
Евангелии Матфея может соответствовать льву, царю зверей: «Лев от колена
Иудина» (Откр. 5, 5).
Слуга в Евангелии Марка может соответствовать тельцу — символу безропотного
служения (Втор. 25, 4).
Сын Человеческий в Евангелии Луки может соответствовать лицу человека,
указывающему на человеческую природу во Христе (Евр. 2, 14-18).
Сын Божий в Евангелии Иоанна может соответствовать орлу, полет которого
устремлен к небу.
В соответствии со всеми этими символами Христос совершает Свое служение: как
Царь — лев Он был отвергнут Своим народом, но придет день, и Он примет Царство;
как Слуга — телец, Христос исполнил все возложенное на Него Отцом служение,
отдав Себя в жертву за грехи человечества; как Сын Человеческий Христос явил
Себя истинным Человеком, уподобившись нам во всем, кроме греха, то есть Он
сохранил Себя в абсолютной чистоте и святости; как Сын Божий — орел Христос
вознесся на небо, откуда Он придет опять, чтобы взять искупленных Своих в Свои
небесные обители.
Следует отметить конец, которым каждый евангелист заканчивает свое Евангелие:
Матфей заканчивает свое Евангелие воскресением Христа. Марк — вознесением
Христа. Лука — обетованием Святого Духа. Иоанн — дарованием воскресшим Христом
Духа Святого (Ев. Иоан. 20, 22) и обетованием о втором пришествии Христа (Ев.
Иоан. 21, 22).
Послания апостолов также содержат удивительный божественный план: главная тема
апостола Павла — вера; главная тема апостола Петра — надежда; главная тема
апостола Иоанна — любовь; главная тема апостола Иакова — дела; главная тема
апостола Иуды — предупреждение отступникам, которые потерпели кораблекрушение в
вере, утратили надежду и любовь, и попрали добрые дела.
Главная тема Книги Откровение (апокалипсиса)-грядущее возмездие справедливого
Судии, Который будет праведно судить каждого по вере и делам его, в полном
согласии со всем Писанием (Откр. 22, 12).
Гармония между началом и концом Библии
В плане Библии имеется полное созвучие между ее начальным откровением и
конечным откровением.
Моисей — писатель первой Книги Бытия жил и писал за 1600 лет до Иоанна,
написавшего последнюю Книгу Библии — Книгу Откровения. Другие писатели Библии
жили на протяжении всего этого промежутка времени и происходили из разных слоев
общества — от царей и ученых книжников до пастухов и рыбаков. Многие из них не
знали и не видели друг друга, и тем не менее их труды имеют тесное
соприкосновение. Вот несколько ярких примеров этому.
В начале Бог сотворил небо и землю, в конце Бог творит новое небо и новую
землю.
В начале сатана успевает в обмане, в конце сатана навсегда лишается
возможности обманывать.
В начале человек оставляет Бога, в конце Христос оставляет небо, чтобы
привести человека обратно к Богу.
В начале появляются грех, болезни, слезы, в конце исчезают грех, болезни,
слезы.
В начале человек изгоняется от древа жизни, в конце человек получает право
вкушать от древа жизни.
В начале человек скрывается от Бога, в конце «се, скиния Бога с человеками, и
Он будет обитать с ними». В начале — рай потерян, в конце — рай возвращен.
В начале Адам пал и потерял все, в конце второй Адам — Христос победил и
вернул все.
В начале Адам пробовал сам одеть себя, в конце Христос дает нам «белую одежду»
Своей праведности.
В начале Ева взята от Адама, в конце Церковь создается Христом.
Во всей Библии Христос является центральной Личностью. Как планеты вращаются
вокруг Солнца, так истины Писания вращаются вокруг Христа. Через все страницы
Библии проходит одна красная черта, которая ведет неуклонно ко Христу. Христос
говорит: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Ев. Иоан. 5, 39).
На Христа указывали также многие личности Ветхого Завета. Так, Адам, будучи
родоначальником человечества, является прообразом Христа — родоначальника
нового человека (1 Кор. 15, 45-49). Как Адам через страдание получил свою
невесту (Быт. 2, 21), так и Христос путем Своих страданий приобрел Свою невесту
— Церковь (Ев. Иоан. 19, 34).
Мелхиседек является прообразом «Священником вовек» — Христа (Евр. 7, 21).
Иосиф, сын Иакова, по многим чертам своей личности и жизни является также
прообразом Христа. В темнице он страдал вместе с двумя преступниками, из
которых один был казнен, а другой помилован,- разве это не прообраз распятого
Христа посреди двух злодеев, из которых один погиб, а другой был помилован.
Моисей произнес свою проповедь с изложением закона Божия с горы,- и Христос
произнес на горе проповедь, в которой изложил законы Царствия Своего.
Аарон, носивший как первосвященник имена колен израилевых на своей груди, и
входивший в святое святых скинии с кроплением крови, был также прообразом
Христа — истинного Первосвященника, взявшего в Свое божественное сердце имена
всего человечества и вошедшего за завесу небесного святилища со Своей
собственной Кровью, пролитой на Голгофе (Евр. 9, 12).
Каждое жертвоприношение Ветхого Завета являлось прообразом жертвы Христа.
Через все жертвы можно видеть сокрытые в них слова: «Вот Агнец Божий, Который
берет на Себя грех мира» (Ев. Иоан. 1, 29).
Итак, на протяжении всего Писания Христос стоит перед нами во всем Своем
величии и смирении; Он — образ Бога невидимого и в то же время образ «раба»,
«слуги», взявшего на Себя наши немощи и понесшего наши болезни.
Через постоянное духовное общение с Ним достигается преображение в Его образ
каждого верующего. Пребывающие в Нем здесь, на земле, увидят Его, как Он есть,
там, на небе. Ибо все мы в Слове Божием «открытым лицом, как в зеркале, взирая
на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от
Господня Духа» (2 Кор. 3, 18).
Братский Вестник 1971 г. №5
Н. А.