Христианские журналы
Жизнь христианина
07.02.2012 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 31521
«Будь образцом в слове» Тим. 4,12
«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо
от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» — Мф. 12, 36 — 37.
Послание апостола Павла к «истинному сыну в вере» Тимофею проникнуто отцовской
заботой о молодом служителе, с которым он совершал труд благовестил. Тимофей
разделял с великим апостолом все тяготы, которые встречались на их пути. «Мы
для того трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть
Спаситель всех человеков, а наипаче верных» — 1 Тим. 4, 10.
В Послании к Филиппинцам апостол Павел так характеризует своего сотрудника:
«Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас…
Его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в
благовествовании».
Заботясь о возвещении благой вести, апостол давал Тимофею советы, которые
содействовали бы успеху его служения, и прежде всего он призывал его: «Будь
образцом для верных в слове». В этих коротких словах содержится ценное
наставление.
Иисус Христос, показывая совершенство Небесного Отца, призывает людей к
духовно-нравственному совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный» — Мф. 5, 48. И это совершенство прежде всего должно проявляться в
слове. Апостол Павел увещевает Тита проповедовать «слово здравое,
неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас
худого» — Тит. 2, 8. Быть образцом в слове — значит «держаться образца здравого
учения», следить за словами, выходящими из наших уст, исполнять данные Богу и
людям обещания.
Если христианин не следит за своими устами, то его ожидают многие духовные
неудачи и искушения.
Верующий должен помнить, что духовно-нравственное совершенство невозможно без
достижения образца в слове и постоянного контроля над своим языком. «Ибо все мы
много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» — Иак. 3, 2.
Роль и значение слова.
Велики роль и значение слова в жизни людей. Творец наделил человека
способностью говорить, и мы не мыслим жизни без этого чудесного дара.
Посредством слова человек общается с Богом и со своими ближними.
В настоящее время люди говорят почти на трех тысячах языках, каждый из которых
имеет богатый словарный запас. В отдельных языках (русском, немецком и
английском) он достигает миллиона слов. Апостол Павел говорит: «Сколько,
например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» — 1 Кор.
14, 10. Этот текст Писания напоминает служителям Евангелия о необходимости
употреблять слова в их истинном смысле и значении. Важно при этом, чтобы наши
слова были понятны слушающим. «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим,
чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» — 1 Кор. 14, 19.
Творец создал человека с неограниченными возможностями служить ближнему добрым
словом. С нежными словами мать обращается к малому дитяти, учитель преподносит
знания ученикам, писатель и поэт создают художественные произведения,
проповедник служит словом людям, утешая и наставляя их на путь правды. Словом
воспитывают, просвещают, защищают, спасают. Слова могут дарить мир, радость,
надежду, счастье или вызывать слезы, горе, ненависть, тревогу — Иов. 8, 2.
Словом можно побудить людей творить добро и, к сожалению, зло. Слово может
привести к расцвету жизни на земле или к ее упадку и разрушению — Пр. 11,9 — 11.
О роли слова один поэт сказал так: «Много слов на земле: словом можно убить,
словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». К сожалению, люди, в
том числе и верующие, часто злоупотребляют словами и более всего согрешают в
них. «Слово языка их есть грех уст» — Пс. 58, 13; Пр. 29, 20. Вследствие
грехопадения зло проникает в сердце и разум человека и накладывает отпечаток на
его речь, оскверняя ее. На это указывал Христос: «Исходящее из уст — из сердца
исходит; сие оскверняет человека» — Мф. 15, 18. «Ибо из сердца исходят злые
помыслы, хуления» — Мф. 15, 19. Необузданность языка лишает человека истинного
благочестия — Иак. 1, 26. Оскорбительные и лукавые слова одних людей возбуждают
ярость в других. Апостол Иаков пишет: «Язык — огонь, прикраса неправды… язык
укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен
смертоносного яда» — Иак. 3, 6 — 8.
Обратим внимание на некоторые наиболее распространенные грехи уст. Прежде
всего следует указать на неправду и лукавство. Нередко словами человек пытается
скрыть грех от людей и даже от Бога. Приведем примеры из Библии. Господь
спрашивает Каина: «Где Авель, брат твой?» Он отвечает: «Не знаю; разве я сторож
брату моему?» — Быт 4, 9. Каин знал, где находится убитый им брат, но хотел
скрыть это от Бога, сказав неправду. Супруги Анания и Сапфиры сказали неправду
апостолам, утаив часть цены проданного имения, за что были наказаны — Деян. 5,
1 — 5.
Среди грехов уст наиболее распространенным является многословие и пустословие.
Они часто порождаются праздностью и выражаются в осуждении и унижении ближнего
— Мф. 7, 1 — 2. Слово Божие предостерегает: «В многословии не миновать греха» —
Пр. 10, 19.
Верующие люди не должны использовать время для пустословия, но для духовного
обогащения Словом Божиим и наставления в вере — Кол. 3, 16. К сожалению, иногда
они вступают в споры, словесные состязания, которые не приносят пользы. Апостол
Павел советовал христианам уклоняться от словопрений — 2 Тим. 2, 14, 23; Тит.
1, 10 — И; 3,9.
Многие люди из праздности передают друг другу пустые истории и небылицы.
Евангелие говорит: «Сквернословие и пустословие неприличны вам» — Еф. 5, 4.
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» — Еф. 4, 29.
К греху языка относятся также злословие и хуления — Рим. 1, 30. «Изострили
язык свой, как меч: напрягли лук свой — язвительное слово» — Пс. 63, 4. Слова
лжесловесников, клеветников, словно раскаленные стрелы, производят свою
разрушительную работу. «Уста свои открываешь на злословие, и язык твой сплетает
коварство» — Пс. 49, 19. Апостол Павел писал: «Рабу Господа не должно
ссориться, но быть приветливым ко всем… с кротостью наставлять противников,
не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» — 2 Тим. 2, 24 — 25.
Как же стать образцом в слове?
Как избавиться от греха уст, чтобы наш язык был не врагом нашим, а другом? Все
зависит от того, кому принадлежит наше сердце и наш разум — Христу или врагу
душ человеческих — Евр. 2, 14. Уста наши выражают состояние ума и сердца, то
есть наших мыслей и чувств. Поэтому чтобы иметь «золотые» уста, необходимо
прежде всего иметь «золотое» сердце. Христос сказал: «От избытка сердца говорят
уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из
злого сокровища выносит злое» — Мф. 12, 34 — 35.
Через рождение свыше от Святого Духа Господь дает нам новое сердце — Ин. 3, 5
— 6; Евр. 9, 26 — 28. Он говорит через Иезекииля: «Возьму из плоти их сердце
каменное, и дам сердце плотяное» — Иез. 11, 19.
Духовная перемена, происходящая под действием Святого Духа, вызывает перемену
образа мыслей, а, следовательно, и перемену нашего языка. Верным признаком этой
перемены являются кроткие и смиренные слова и поступки.
Таким образом, речь верующего должна выгодно выделять его из общей массы
людей: «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово… читаемое всеми
человеками» — 2 Кор. 3, 2 — 3.
Необходимо обогащать себя Словом Божиим для того, чтобы быть образцом в слове.
Священное Писание является духовной пищей христианина. Поэтому он должен не
только читать Библию, но и изучать ее, углубляться в нее, размышлять над ней.
Чтобы иметь успех в свидетельстве, верующий человек должен «заниматься сим
постоянно» — 1 Тим. 4, 16. Апостол призывает верующих: «Слово Христово да
вселяется в вас обильно» — Кол. 3, 16.
Через Священное Писание Господь обогащает наш дух и наш язык. Во Христе мы
«обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» — 1 Кор. 1, 5. «Слова,
которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» — Ин. 6, 63.
Каждый христианин должен прилагать усилия, чтобы не согрешать своими устами.
«Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» — Пр. 4, 24.
Грубые и другие негодные слова должны быть навсегда исключены из нашего
лексикона — Еф. 4, 29.
Апостол Петр писал: «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай
язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» — 1 Пет. 3, 10. Иов, хорошо зная
вред, который может принести язык, дал твердый обет в сердце своем: «Не скажут
уста мои неправды, и язык не произнесет лжи» — Иов. 27, 4. Мы должны
присоединиться к этому обету. Христианин ответствен перед Богом и людьми за
каждое произносимое слово. «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут
они ответ в день суда… От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься»
— Мф. 12, 36 — 37. Отсюда, как важно не спешить в словах. «Итак, братия мои
возлюбленные, всякий человек да будет… медлен на слова» — Иак. 1, 19. Христос
учил: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх того, то от
лукавого» — Мф. 5, 37.
В Притчах Соломона читаем: «Разумный воздержан в словах своих» — Пр. 17, 27.
Эту же мысль содержит и народная мудрость: «Речь — серебро, а молчание золото».
Некто сказал: «Человек, который умеет промолчать, хоть он и прав, подобен
Богу». Еще в древности Иов говорил: «О, если бы вы только молчали! Это было бы
вменено вам в мудрость» — Иов. 13, 5.
Христос оставил нам образец в слове. Он знал, когда сказать, а когда молчать.
Нам также следует учиться этому, как говорит премудрый Соломон и добавляет:
«Как хорошо слово вовремя — Пр. 15, 23.
«Язык мудрых — врачует» — Пр. 12: 18, 25. Апостол Павел также наставлял:
«Слово ваше (да будет) всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали,
как отвечать каждому» — Кол. 4, 6.
Чтобы быть на высоте своего положения в слове, христианин должен постоянно
пребывать в молитве. Подобно псалмопевцу, нам следует просить: «Положи,
Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу
моему к словам лукавым для извинения дел греховных» — Пс. 140, 3 — 4. Только
при этом условии мы одержим победу и обретем кроткий и воздержанный язык, ибо
«кроткий язык — древо жизни», — Пр. 15, 4.
Все мы много согрешаем и особенно языком, но есть возможность осознать свои
грехи и раскаяться, как это сделал пророк Исайя: «Горе мне! погиб я! ибо я
человек с нечистыми устами» — Йс. 6, 5.
Будем стремиться к совершенству. Последуем призыву апостола: «Будь образцом в
слове».
Братский Вестник 1982 г. №5
П. Д. Савченко