О служении женщин в церкви

Христианские журналы
Жизнь христианина
09.09.2009 г. | Разместил Игорь | Просмотров: 3131

Есть мнение, будто женщины не имеют никакой части в работе церкви, что их
обязанности состоят только в том, что:

1) если они молоды, то — «вступать в брак, рождать детей, управлять домом и не
подавать противнику никакого повода к злоречию» (I Тим. 5, 14);

2) если они стары, то — «одеваться прилично святым, не быть клеветницами, не
порабощаться пьянству, учить добру, вразумлять молодых любить мужей, любить
детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными
своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит. 2, 3 — 4).

Словом, женщина должна ограничиться исключительно семейной жизнью —
повиновением мужу, воспитанием детей и т. п. Подобно Лоиде и Евнике, они должны
воспитать из своих детей и внуков людей, знающих Писания и любящих Бога (2 Тим.
1, 5; 3, 15).

Нет никакого сомнения, что обязанность женщины, как жены и матери, — самая
великая ее обязанность, ибо ей вверяются Богом души ее детей, из которых она
может воспитать Самуилов, Павлов, Тимофеев и подобных великих служителей Божьих.

Оставаясь дома, но воспитывая детей в таком духе, женщина-христианка может
сделать для Царства Божья больше, нежели несколько мужчин.

Но не все женщины могут сделаться женами и матерями: многие из них вдовеют и
остаются одинокими. Кроме того, могут быть женщины, которые, как и мужчины,
могут иметь иное дарование и призвание. Поэтому обязанности женщины-христианки
не исчерпываются этою первою главною обязанностью. Раз женщина может быть
членом церкви, то она может — и иногда даже должна — исполнять некоторые
обязанности в отношении церкви.

КАКИЕ ОТРАСЛИ РАБОТЫ В ЦЕРКВИ ДОСТУПНЫ ЖЕНЩИНЕ?

1. Служение благотворительности

Женщины, последовавшие за Иисусом, служили Ему своим имением (Лук. 8, 3). Они
заботились о том, чтобы доставлять средства для Иисуса, необходимые при Его
распространении Царства Божия. И теперь женщины могут избрать своею задачею —
доставление материальных средств для распространения евангельского учения.

2. Служение диаконисc

В Новом Завете упомянута одна диакониса — Фива (Римл. 16, 1-2) которая
помогала в работе ап. Павлу и другим.

Очевидно, по самому своему имени, женщины-диакониссы должны были выполнять те
же обязанности, что и диаконы. В их задачу входило правильное «раздаяние
потребностей» (Деян. 6, 1) и правильное распределение пособий от церкви. Им
надо было «пещись о столах», т. е. на них лежала вся хозяйственная часть церкви
— устройство обедов, вечерей любви (агап) и т. п.

К диаконисам должны быть предъявлены те же самые требования, что и к диаконам.
Диаконисы должны быть «честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не
корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде
испытывать, потом, если беспорочны, допустить до служения: «хорошо управляющая
детьми и домом своим» (1 Тим. 3,8 — 10, 12)

Жены диаконов, если даже они и не диаконисы, должны быть, «честны, не
клеветницы, трезвы, верны во всем»; тем более, если они, кроме того, —
диаконисы.

Ап. Павел, очевидно, имеет в виду выбор диаконисе, когда пишет к Тимофею:
«Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою
одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала
странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому
доброму делу» (1 Тим. 5, 9 — 10).

Ясно, что в обязанность диаконисе должно входить сестринское попечение о
девицах, о семейной жизни молодых сестер и попечение, больных и страждущих.

3. Служение словом в церкви

Может ли женщина говорить в собрании верующих?

Ап. Павел пишет: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить,
а быть в подчинении, как и закон говорит» (I Кор. 14, 34).

Основываясь на этом, многие утверждают, что женщины в церквах не имеют права
произносить даже звука и, если молятся, то должны уподобляться Анне, матери
Самуила (I Цар. 1, 13): «…Анна говорила в сердце своем, а уста ее только
двигались, и не было слышно голоса ее…» Но в Новом Завете мы встречаем
указания на словесное служение женщины в собраниях.

Во-первых, ап. Павел перед тем, как отметить неустройство в собрании, говорит
о том, что «жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает
свою голову» (I Кор. 11, 5).

Из этого видно, что в то время женщины молились и пророчествовали в собрании.
Следовательно, слова: «Жены ваши в церквах да молчат» нужно понимать — условно.

Но как пророчицы они могут говорить. В Новом Завете упоминаются 4
пророчествующие дочери Филиппа (Деян. 21, 9).

Первою пророчицею Нового Завета была Анна (Лук. 2, 36 — 38).

В день Пятидесятницы открыто пророчествовали, невидимому, мужчины и женщины,
ибо ап. Петр приводит исполнившееся пророчество Иоиля о том, что «будут
пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2, 17).

В чем заключалось это пророчество — видно из пояснения пророчества Анны {Лук.
2, 38), которая «славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в
Иерусалиме».

Это было особенно вдохновенное слово благовестя об избавлении» Израиля.

Но, кроме того, ап. Павел пишет (Фил. 4, 2 — 3) о двух сестрах — Еводии и
Синтихии, которые «подвизались в благовествовании» вместе с ним.

Здесь не видно, говорили ли они публично в собраниях, в смысле благовестия,
или нет.

Но здесь можно провести параллель. Филипп был диакон и благовестник, и в
качестве благовестника он мог, подобно диакону Стефану (Деян. 7, 1 — 6),
свидетельствовать о Христе пред собранием.

Женщины могут быть диаконисами и могут трудиться в благовестии. Если их
диакониское служение подобно диаконскому служению, братьев, то почему же
благовестническое их служение не может быть такое же, как и благовестническое
служение братьев?

Отсюда ясно, что женщины могут трудиться на поприще проповеди Евангелия.

4. Служение пением

Большинство сестер обладает голосом для пения. Какие возможности открываются
для них в этой области? Пение сольное, дуэты, пение хоровое, ревностное участие
в общем пении, — все это дает нашим сестрам столько возможностей послужить
своему Спасителю и Его церкви.

Руководство певческими хорами является также областью, в которой верующие
женщины могут принести много пользы.

Если принять во внимание, что духовное состояние церквей зависит в
значительной степени от состояния сестер, то вопрос о женском служении должен
считаться весьма важным.

Братский вестник